|
|
Любая предпринимательская деятельность нежизнеспособна без востребованности
Всякая идея рождается из насущных потребностей человека. Как говорят, жизнь заставляет. Для населения юго-востока Татарстана острой необходимостью является связь с центром республики, до Казани от нас – 300-400 километров по дороге III категории «Казань – Оренбург» по резко пересеченной местности. Время в пути для основной массы населения составляет минимум 5-6 часов, да еще с риском для жизни. Работая главой Альметьевского района и Альметьевска, я получил статистические данные за последние 20 лет: каждый километр этой дороги уносит жизнь одного человека за пятилетку, а десяток наиболее опасных участков – ежегодно. Опыт взаимодействия с механизмом бюджетного финансирования потребностей населения нефтяного юго-востока убедил меня в том, что ждать финансирования новой дороги из бюджета Республики Татарстан можно очень долго. При этом нужно осознавать, что реконструкция автодороги «Казань – Оренбург» более затратна в деньгах и во времени. Ярким примером служит строительство объездной автодороги Альметьевска, начатое в 1987 году. О его завершении приходится только мечтать. Поэтому было принято решение начинать работы по строительству новой дороги своими финансовыми средствами. Подготовка велась с 2004 года, а к строительным работам приступили в 2006 году. Спусковым крючком послужила очередная автокатастрофа на автодороге «Казань – Оренбург», в которой погибли восемь человек, из них четверо – бригада электриков нашего предприятия. В декабре 2008 года поступили первые деньги в сумме 200 миллионов рублей из республиканского бюджета, и после этого можно было уже говорить о государственно-частном партнерстве. За 2005-2013 годы выполнены строительно-монтажные работы на сумму более 12 миллиардов рублей, из них 1,3 миллиарда рублей – из бюджета Республики Татарстан. Но роль государства заключается не только в выделении денежных ресурсов. Основным фактором успешности строительства автодорог является решение земельного вопроса. Президент Татарстана Рустам Минниханов, еще будучи Премьер-министром республики, обозначил свое отношение к этому проекту кратко: «Все, кто мешают строительству дороги, – мои личные враги». И земельные спекуляции моментально стихли. Да и для всех сопричастных к принятию решений лиц эти слова стали сигналом к лояльной активности. Поэтому слово «государственное» является решающим для успеха проекта. Ну, а если говорить о «частном» нашем российском бизнесе, то и здесь слово «наше» тоже является решающим. Любая предпринимательская деятельность без востребованности, а значит, без стимулирования государством отношения и действий его служащих, нежизнеспособна. В этом смысле мне кажется очень показательным пример из недавнего прошлого. У бизнеса был величайший стимул для создания добавленной стоимости, созданный государством, – возможность воспользоваться льготой по налогу на прибыль, которая действовала с 1992 по 2002 годы. Малые предприятия первые два года вообще не платили налог на прибыль, остальные могли уменьшить налогооблагаемую базу на 50%, направляя инвестиции на развитие и оказывая благотворительную помощь. Но миром правит капитал финансовых институтов, которые не пользовались этой льготой. Через своих представителей они ликвидировали эту льготу, якобы снизив для нас налог с 35% до 24%. Сами получили выгоду, а развитие производственного сектора в России резко снизилось. Думаю, это усугубило влияние мирового финансового кризиса, и сегодня мы пожинаем плоды этих действий. Рост экономики за 2013 год составил 1,4 %, а в конце 90-х – начале 2000-х, когда действовали льготы и налог на прибыль составлял 35%, рост экономики достигал 10%. Нельзя, конечно, ссылаться только на льготы, но от отношения государственных служащих к бизнесу зависит многое. Я исхожу из того, что международный транспортный маршрут «Европа – Западный Китай», частью которого является наша дорога, проложен по многим регионам России, и мы в своем сотрудничестве встречаемся не только с полным пониманием и поддержкой, но и боремся с определенным скепсисом и недоверием. У каждого региона свое видение роли этого транспортного коридора. Для Татарстана – это обеспечение эффективных экономических связей между нефтяным юго-востоком и центром республики, Казанью, ну а самое главное – это участие в международном трафике грузов. Свияжский мультимодальный логистический центр уже встроен в этот маршрут. Следующий этап – придорожный сервис и так далее. Все перечислить невозможно, потому что существует и косвенный эффект. В прессе уже озвучили, что ВСМ «Москва – Казань» стоит 1 триллион рублей, но дает экономический эффект для России 9,5 триллиона рублей. Географическое положение Республики Татарстан позволяет участвовать в развитии маршрута Юг – Самара – Пермь – Екатеринбург – Западная Сибирь. Развитие внутренних водных путей – самый дешевый вариант перевозки грузов. Волга, Кама, Вятка, Белая – такой разветвленной водной артерии не имеет ни один регион. Реализация масштабных проектов развития транспортной системы Татарстана на основе синтеза усилий государства и бизнеса позволит укрепить стратегическую конкурентоспособность нашего региона.
|
|
|
|

















«Разработка долгосрочных стратегий важна для того, чтобы задать направление дальнейшего развития и скоординировать сегодняшние решения»
«Для успеха в глобальной конкуренции Татарстану нужна «живая» система управления будущим»
«При разработке прогнозов по демографии и миграции в Республике Татарстан, необходимо учитывать все факторы, способные оказать существенное влияние на эти параметры»
«В Стратегии развития Татарстана до 2030 года самое пристальное внимание необходимо уделить электроэнергетике, осуществив коренную модернизацию генерации и оптимизировав систему управления в отрасли через централизацию»

«Для повышения конкурентоспособности Татарстану необходимо создать максимально комфортные условия для формирования человеческого капитала и продвигать бренд республики в целях большей узнаваемости за рубежом»
«Быть глобально конкурентоспособным предприятие может лишь при соответствующем развитии «окружающей среды» для бизнеса...»
Фоат Комаров, председатель совета директоров ОАО «Автострада», инициатор проекта строительства татарстанского участка международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай», считает, что успех бизнеса вообще и государственно-частного партнерства в частности зависит от их востребованности, созданных государством стимулов и отношения госслужащих. 