|
Любая предпринимательская деятельность нежизнеспособна без востребованностиФоат Комаров, председатель совета директоров ОАО «Автострада», инициатор проекта строительства татарстанского участка международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай», считает, что успех бизнеса вообще и государственно-частного партнерства в частности зависит от их востребованности, созданных государством стимулов и отношения госслужащих. Всякая идея рождается из насущных потребностей человека. Как говорят, жизнь заставляет. Для населения юго-востока Татарстана острой необходимостью является связь с центром республики, до Казани от нас – 300-400 километров по дороге III категории «Казань – Оренбург» по резко пересеченной местности. Время в пути для основной массы населения составляет минимум 5-6 часов, да еще с риском для жизни. Работая главой Альметьевского района и Альметьевска, я получил статистические данные за последние 20 лет: каждый километр этой дороги уносит жизнь одного человека за пятилетку, а десяток наиболее опасных участков – ежегодно. Опыт взаимодействия с механизмом бюджетного финансирования потребностей населения нефтяного юго-востока убедил меня в том, что ждать финансирования новой дороги из бюджета Республики Татарстан можно очень долго. При этом нужно осознавать, что реконструкция автодороги «Казань – Оренбург» более затратна в деньгах и во времени. Ярким примером служит строительство объездной автодороги Альметьевска, начатое в 1987 году. О его завершении приходится только мечтать. Поэтому было принято решение начинать работы по строительству новой дороги своими финансовыми средствами. Подготовка велась с 2004 года, а к строительным работам приступили в 2006 году. Спусковым крючком послужила очередная автокатастрофа на автодороге «Казань – Оренбург», в которой погибли восемь человек, из них четверо – бригада электриков нашего предприятия. В декабре 2008 года поступили первые деньги в сумме 200 миллионов рублей из республиканского бюджета, и после этого можно было уже говорить о государственно-частном партнерстве. За 2005-2013 годы выполнены строительно-монтажные работы на сумму более 12 миллиардов рублей, из них 1,3 миллиарда рублей – из бюджета Республики Татарстан. Но роль государства заключается не только в выделении денежных ресурсов. Основным фактором успешности строительства автодорог является решение земельного вопроса. Президент Татарстана Рустам Минниханов, еще будучи Премьер-министром республики, обозначил свое отношение к этому проекту кратко: «Все, кто мешают строительству дороги, – мои личные враги». И земельные спекуляции моментально стихли. Да и для всех сопричастных к принятию решений лиц эти слова стали сигналом к лояльной активности. Поэтому слово «государственное» является решающим для успеха проекта. Ну, а если говорить о «частном» нашем российском бизнесе, то и здесь слово «наше» тоже является решающим. Любая предпринимательская деятельность без востребованности, а значит, без стимулирования государством отношения и действий его служащих, нежизнеспособна. В этом смысле мне кажется очень показательным пример из недавнего прошлого. У бизнеса был величайший стимул для создания добавленной стоимости, созданный государством, – возможность воспользоваться льготой по налогу на прибыль, которая действовала с 1992 по 2002 годы. Малые предприятия первые два года вообще не платили налог на прибыль, остальные могли уменьшить налогооблагаемую базу на 50%, направляя инвестиции на развитие и оказывая благотворительную помощь. Но миром правит капитал финансовых институтов, которые не пользовались этой льготой. Через своих представителей они ликвидировали эту льготу, якобы снизив для нас налог с 35% до 24%. Сами получили выгоду, а развитие производственного сектора в России резко снизилось. Думаю, это усугубило влияние мирового финансового кризиса, и сегодня мы пожинаем плоды этих действий. Рост экономики за 2013 год составил 1,4 %, а в конце 90-х – начале 2000-х, когда действовали льготы и налог на прибыль составлял 35%, рост экономики достигал 10%. Нельзя, конечно, ссылаться только на льготы, но от отношения государственных служащих к бизнесу зависит многое. Я исхожу из того, что международный транспортный маршрут «Европа – Западный Китай», частью которого является наша дорога, проложен по многим регионам России, и мы в своем сотрудничестве встречаемся не только с полным пониманием и поддержкой, но и боремся с определенным скепсисом и недоверием. У каждого региона свое видение роли этого транспортного коридора. Для Татарстана – это обеспечение эффективных экономических связей между нефтяным юго-востоком и центром республики, Казанью, ну а самое главное – это участие в международном трафике грузов. Свияжский мультимодальный логистический центр уже встроен в этот маршрут. Следующий этап – придорожный сервис и так далее. Все перечислить невозможно, потому что существует и косвенный эффект. В прессе уже озвучили, что ВСМ «Москва – Казань» стоит 1 триллион рублей, но дает экономический эффект для России 9,5 триллиона рублей. Географическое положение Республики Татарстан позволяет участвовать в развитии маршрута Юг – Самара – Пермь – Екатеринбург – Западная Сибирь. Развитие внутренних водных путей – самый дешевый вариант перевозки грузов. Волга, Кама, Вятка, Белая – такой разветвленной водной артерии не имеет ни один регион. Реализация масштабных проектов развития транспортной системы Татарстана на основе синтеза усилий государства и бизнеса позволит укрепить стратегическую конкурентоспособность нашего региона.
|
|
|