Проект "Татарстан-2030"      

Экспертное мнение

«В современных условиях, когда экономические успехи определяются талантами людей и человеческий капитал становится важнейшим видом капитала, система городского планирования должна подстраиваться, в первую очередь, под интересы и потребности жителей»


Ян Гейл (Jan Gehl), архитектор, основатель архитектурно-градостроительного бюро Gehl Architects, Дания

Подробнее »

Экспертное мнение

«Разработка  долгосрочных стратегий важна для того, чтобы задать направление дальнейшего развития и скоординировать сегодняшние решения»


Кристиан Хорн,
директор парижской фирмы городского планирования Rethink, преподаватель школы архитектуры в Страсбурге  

Подробнее »

Экспертное мнение

«Для повышения конкурентоспособности Татарстану необходимо создать максимально комфортные условия для формирования человеческого капитала и продвигать бренд республики в целях большей узнаваемости за рубежом»

Жак Франсуа Тисс, профессор Католического университета Лувена (Бельгия), профессор Национальной школы мостов и дорог (Франция), научный руководитель лаборатории теории рынков и пространственной экономики НИУ ВШЭ

Подробнее »

Экспертное мнение

«При разработке прогнозов по демографии и миграции в Республике Татарстан, необходимо учитывать все факторы, способные оказать существенное влияние на эти параметры»


Никита Мкртчян, ведущий научный сотрудник Центра демографических исследований Института демографии НИУ ВШЭ; с.н.с. Института народнохозяйственного прогнозирования РАН 

Подробнее »

Экспертное мнение

​«В Стратегии развития Татарстана до 2030 года самое пристальное внимание необходимо уделить электроэнергетике, осуществив коренную модернизацию генерации и оптимизировав систему управления в отрасли через централизацию»

Айрат Сабирзанов, первый заместитель генерального директора – директор по экономике и финансам ОАО «Генерирующая компания»

Подробнее »

Экспертное мнение

«Быть глобально конкурентоспособным предприятие может лишь при соответствующем развитии «окружающей среды» для бизнеса...»


Игорь Савельев,
​руководитель службы стратегического планирования ОАО «КАМАЗ» 

Подробнее »

Экспертное мнение

«Для успеха в глобальной конкуренции Татарстану нужна «живая» система управления будущим»


Алексей Крыловский,
кандидат экономических наук, председатель правления AV Group 

Подробнее »

О Стратегии
О ходе разработки
Пресс-центр
Разработчики
МОЛОДЕЖНЫЙ КОНКУРС
ПРОЕКТНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Стратегия развития Татарстана должна четко определить условия частно-государственного партнерства, предусмотреть возможные проблемы ближайших десятилетий и гибко реагировать на изменения внешних факторов

Николай Васильев, начальник управления архитектуры и градостроительства министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, считает, что Стратегия развития Татарстана должна определить каркас взаимоотношений государства и инвесторов, гарантировать реализацию ранее запланированных мероприятий и стимулировать решение потенциальных проблем ближайших десятилетий с учетом особенностей республики, при этом все мероприятии Стратегии должны анализироваться и корректироваться на каждом этапе с учетом изменений внешних факторов

Работая в сфере градостроительного регулирования более трех десятков лет, я был участником подготовки и свидетелем реализации многих документов на уровне России, Республики Татарстан, местного самоуправления, которые в той или иной степени регулировали развитие территории. Надо сказать, что степень реализации мероприятий глобальных градостроительных программ невысока. По разным причинам. Прежде всего, в них часто делается упор на эффектные поисковые, инновационные аспекты, оптимистичные сценарии развития, что иногда делает их, увы, несколько оторванными от реальности. Кроме того, они не всегда учитывают объективные факторы, которыми характеризуется наша территория, например, климатические условия. И сегодня большинство разработчиков делает акцент преимущественно на рассмотрение  потенциальных возможностей развития. Мне же хотелось бы отметить, что надо рассматривать и те факторы, которые могут в перспективе препятствовать развитию. Не учитывать их было бы не дальновидно. Другой, и, быть может, главной причиной является отсутствие механизмов контроля за реализацией запланированных мероприятий. Еще одна причина – богатство территориальных ресурсов, позволяющее расточительно вовлекать в оборот новые площади вместо эффективного использования имеющихся.  Успешно были реализованы лишь те программы, в которых концентрировались политическая воля, ресурсы, точная территориальная привязка мероприятий. 

Конечно, обязательно нужно учесть все возможные сценарии и предложения по развитию от инвесторов, от каждого региона – их точки зрения, возможности. Но стратегически собрать их можно только на основе государственного каркаса, где определена роль государства в стимулировании тех или иных процессов, направленных на позитивное для республики в целом развитие. В этом и заключается суть частно-государственного партнерства. Невозможно партнерство, если государство нечетко определило иерархию необходимости мероприятий и не указало место, где возможен контакт, компромисс и эффективная концентрация ресурсов. 

Например, строительство мостов через Волгу и Каму не обязательно должно вестись полностью за государственный счет. Инвестор же просто так сегодня  не будет  вкладывать средства в долгосрочное строительство. Сначала государство должно принять решение о необходимости работ, затем разработать программу, которая покажет, когда инвестор в том или ином проекте получит выгоду и в чем именно. Это то, что надо просчитывать, в том числе и потери, которые возрастают вследствие отсутствия транспортных коммуникаций. Уже сегодня очевидна необходимость увеличить связность берегов Волги и Камы. Это то, что тянет за собой новый уровень социально-экономического развития. И очень опасно, если мы, предусмотрев это строительство в документах территориального планирования (в схеме территориального планирования Республики Татарстан оно уже есть), не зарезервируем коридоры стратегических переходов. Уже в ближайшей  перспективе республика может просто потерять эти земли – они превратятся в сады, дачи и прочее землепользование различных собственников. Их придется  либо очень дорого выкупать, либо этот коридор закроется навсегда. А при отсутствии этих связей, этих транспортных и инженерных коридоров происходит отставание развития региона в целом. И это имеет очень большое значение, перекрывая остальные факторы. Строительство мостов, напротив, способно резко увеличить стоимость недвижимости и привлекает инвесторов. 

Стратегия, как и генеральный план, очень многими сегодня воспринимается как статичный законченный документ. Нужно менять это отношение. Любой генеральный план представляет, прежде всего, общее видение развития территории, закрепляет назначение зон на момент разработки. Но поскольку внешние факторы меняются достаточно быстро, невозможно предвидеть динамику процессов на несколько десятилетий вперед. В период реализации генплана всегда должен осуществляться мониторинг процессов и при необходимости вноситься соответствующая корректура. Но при этом реализация стратегических мероприятий не должна приноситься в жертву сиюминутным потребностям. Эффективное с точки зрения инвестора использование территории часто обходится слишком дорого для экономики города. Средства, полученные от реализации земельных участков в зоне инженерного и транспортного строительства, обернутся колоссальными убытками бюджета при строительстве развязок из-за необходимости компенсации убытков собственникам и применения сложных технических решений. А растраченный резерв часто оборачивается отсутствием развязок, парковок, скверов, то есть, ведет к снижению качества среды.

Поэтому в отношении Стратегии развития Татарстана до 2030 года, на мой взгляд,  приоритетными должны являться те мероприятия, которые уже заложены в схему территориального планирования республики. Стратегия должна состоять как раз в том, чтобы получить каркас, относительно которого  идет эффективное построение инвестиционных возможностей как государства, так и инвесторов. Реализация ранее заложенных мероприятий должна быть гарантирована, в том числе внесением в кадастр земельных участков для государственных нужд. Следующая стадия – поиск компромисса интересов инвесторов и государства при реализации инфраструктурных проектов. При этом надо учитывать, что в условиях перехода к рыночным отношениям в республике уже сформировался слой собственников земельных участков, активно лоббирующих интерес своего бизнеса, не всегда совпадающий с интересами региона. 

Особое значение для планирования и реализации проектов на территории Татарстана имеет объективная оценка природно-климатических особенностей. У нас нет теплого моря, долгое межсезонье, снежная и достаточно суровая зима. Не только менталитет, но и территориальная организация  поселений сформированы с учетом этих особенностей. Поэтому, кстати, рекомендации иностранных консультантов, основанные в большей части на представлениях, а не на знаниях, часто бывают, мягко говоря, неэффективны. Например, в республике большей частью слабые грунты, и чтобы сделать хорошее дорожное полотно, которое должно работать в экстремальных по западным меркам климатических условиях, надо завозить щебень с Урала. А это дорого. Расстояния между населенными пунктами достаточно большие. Поэтому особенно важно реализовать наиболее эффективную транспортную сеть, обеспечивающую круглогодичную доступность всех населенных пунктов. Без этого нельзя стабилизировать демографическую ситуацию  в сельских поселениях. 

На мой взгляд, в стратегии должны быть обозначены также ключевые принципы и задачи по взаимодействию с другими субъектами, с федеральными органами власти. Нужно учитывать, что республика находится в системе российского законодательства, в том числе в области землеустройства, в единой системе движения населения и инвестиций.  Если мы хотим, чтобы наш регион развивался позитивно, в том числе с точки зрения развития человеческого потенциала, прежде всего, нужно проанализировать все наши преимущества, недостатки и перспективы развития, понять, какие у нас есть ограничения, как мы их предусмотрели в развитии и как стимулировали к ним подход относительно других регионов. Вероятно, следует оценить необходимость внесения изменений в федеральное законодательное поле, если существующий порядок сдерживает развитие Республики Татарстан. Видимо, следует внести корректировку в принципы бюджетного планирования. Существующие приоритеты стимулируют неуправляемую урбанизацию, которая для России таит угрозу демографической и продовольственной безопасности. 

Таким образом, стратегия должна быть ориентирована не на сегодняшние проблемы, а преимущественно на проблемы, которые обязательно возникнут в ближайшие десятилетия. 

Еще раз отмечу, что любые мероприятия, предлагаемые в стратегии, должны анализироваться на каждом этапе ее реализации с точки зрения последствий – в нужном ли направлении идут изменения, и корректироваться соответствующим образом. Не всегда сиюминутный эффект гарантирует благоприятную перспективу. 

Я считаю, что это и есть ключевые позиции стратегии развития. Иначе работа будет «распадаться» на отдельные эффектные мероприятия в различных областях, которые дают сегодня быстрый эффект в рублях, но на перспективу могут привести к потере вектора  развития  региона. 

 

     
Яндекс.Метрика
Warning: Unknown: write failed: No space left on device (28) in Unknown on line 0 Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/var/lib/php5) in Unknown on line 0