Проект "Татарстан-2030"      

Экспертное мнение

«Для успеха в глобальной конкуренции Татарстану нужна «живая» система управления будущим»


Алексей Крыловский,
кандидат экономических наук, председатель правления AV Group 

Подробнее »

Экспертное мнение

«Быть глобально конкурентоспособным предприятие может лишь при соответствующем развитии «окружающей среды» для бизнеса...»


Игорь Савельев,
​руководитель службы стратегического планирования ОАО «КАМАЗ» 

Подробнее »

Экспертное мнение

​«В Стратегии развития Татарстана до 2030 года самое пристальное внимание необходимо уделить электроэнергетике, осуществив коренную модернизацию генерации и оптимизировав систему управления в отрасли через централизацию»

Айрат Сабирзанов, первый заместитель генерального директора – директор по экономике и финансам ОАО «Генерирующая компания»

Подробнее »

Экспертное мнение

«В современных условиях, когда экономические успехи определяются талантами людей и человеческий капитал становится важнейшим видом капитала, система городского планирования должна подстраиваться, в первую очередь, под интересы и потребности жителей»


Ян Гейл (Jan Gehl), архитектор, основатель архитектурно-градостроительного бюро Gehl Architects, Дания

Подробнее »

Экспертное мнение

«Разработка  долгосрочных стратегий важна для того, чтобы задать направление дальнейшего развития и скоординировать сегодняшние решения»


Кристиан Хорн,
директор парижской фирмы городского планирования Rethink, преподаватель школы архитектуры в Страсбурге  

Подробнее »

Экспертное мнение

​«Флагманская программа «Создание благоприятной среды для работников инновационных компаний» будет, способствовать сохранению в республике высококвалифицированных специалистов и привлекать молодых специалистов из других регионов»

Нина Одинг, к.э.н., начальник исследовательского отдела МЦСЭИ «Леонтьевский центр»

Подробнее »

Экспертное мнение

«Для повышения конкурентоспособности Татарстану необходимо создать максимально комфортные условия для формирования человеческого капитала и продвигать бренд республики в целях большей узнаваемости за рубежом»

Жак Франсуа Тисс, профессор Католического университета Лувена (Бельгия), профессор Национальной школы мостов и дорог (Франция), научный руководитель лаборатории теории рынков и пространственной экономики НИУ ВШЭ

Подробнее »

Экспертное мнение

«При разработке прогнозов по демографии и миграции в Республике Татарстан, необходимо учитывать все факторы, способные оказать существенное влияние на эти параметры»


Никита Мкртчян, ведущий научный сотрудник Центра демографических исследований Института демографии НИУ ВШЭ; с.н.с. Института народнохозяйственного прогнозирования РАН 

Подробнее »

О Стратегии
О ходе разработки
Пресс-центр
Разработчики
МОЛОДЕЖНЫЙ КОНКУРС
ПРОЕКТНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Татарстан может ставить перед собой задачу формирования системы довузовского образования, входящую по основным показателям в первую тройку в России

Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, профессор, доктор педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации, советник Министра образования и науки РФ, считает, что в данный момент по всем ключевым показателям развития довузовского образования Татарстан превосходит средние российские значения, а по многим даже находится в первой десятке.

Повышение качества дошкольного и школьного образования, а затем и усовершенствование системы профессионального образования может стать базой для повышения общего уровня человеческого капитала в Татарстане, активации его экономического и культурного потенциала.

В данный момент по всем ключевым показателям развития довузовского образования Татарстан превосходит средние российские значения, а по многим даже находится в первой десятке. Амбициозные программы последних лет сделали РТ одним из лидеров комплексной модернизации образования: были запущены прорывные проекты по информатизации школ и внедрению современных методов преподавания компьютерных технологий, ведется активная работа по поддержке одаренных учеников и талантливых учителей, разрабатываются и внедряются современные программы преподавания иностранных языков.

В сложившейся достаточно благоприятной ситуации Татарстан может ставить перед собой задачу формирования системы довузовского образования, входящую по основным показателям в первую тройку в России. Такой уровень общего образования приведет, во-первых, к повышению привлекательности региона для высококвалифицированных специалистов, во-вторых, будет способствовать обеспечению вузов и колледжей сильными студентами, а в-третьих, в целом приведет к росту рынка интеллектуальных услуг.
На данный момент основным управленческим вызовом можно считать перевод вложенных инвестиций в действительно новое качество общего образования. Перед нами поставлена задача обеспечения всеобщего дошкольного образования для детей от 3-х лет, однако очень важно, чтобы качество этих образовательных услуг соответствовало современным высоким стандартам. Для этого необходима разработка новых образовательных программ и переподготовка воспитателей, привлечение высококвалифицированных психологов и других узких специалистов. 

В области основного общего образования показателем, отражающим переход сделанных вложений в появление нового качества, может стать формирование ключевых компетенций школьников, необходимых для успешной социализации в современном мире. К таким компетенциям в первую очередь необходимо отнести способность применять полученные знания в широком контексте – для решения личностных и социальных задач, навыки работы с информацией и информационными технологиями и в целом технологическую грамотность, умение работать в команде и уверенное владение английским языком. Конечно, переход на принципиально новые образовательные программы невозможен без переподготовки учителей и разработки новых учебных материалов и технологий, а также без внедрения региональных экзаменов, предполагающих мониторинг и сертификацию ключевых компетенций. В Татарстане уже проведена большая работа по отслеживанию образовательных результатов школьников, однако сейчас может быть поставлена нетривиальная задача отслеживания успешности каждого ученика и его индивидуальных достижений.

Поликультурность региона может быть рассмотрена, с одной стороны, как один из его ресурсов, но с другой стороны, как некоторый вызов, требующий большой чуткости и внимания при подготовке новых программ как для детских садов, так и для школ. Возможными решениями должны стать эффективное начальное образование на родном языке и раннее погружение в устную иноязычную речь.
И наконец, необходимо сказать о такой важной составляющей общего образования, как дополнительное образование. Татарстан может стать флагманским регионом, создавшим систему выбора услуг дополнительного образования на основе персонифицированного софинансирования. Внедрение такой системы распределения ресурсов будет стимулировать спрос на негосударственные услуги, что позволит расширить объем и спектр предоставляемых услуг и повысить охват детей дополнительным образованием.

В сфере профессионального образования Татарстан является одним из регионов-лидеров по охвату населения высшим образованием и по уровню развития системы высшего образования. Однако в то же время можно зафиксировать предложение, превышающее спрос на услуги высшего образования. Таким образом, система высшего образования Татарстана должна стать федеральной и даже глобальной. Для достижения такой амбициозной цели необходимы следующие меры: целенаправленная дифференциация системы высшего образования с выделением сильных глобально-федеральных вузов, вузов с сильным прикладным бакалавриатом, а также вузов, обеспечивающих широкое высшее образование; запуск пилотного проекта по федерально-региональному управлению высшим образованием; запуск программы привлечения профессоров и студентов из других регионов и стран; программа поддержки высокого качества образования, внедрения современных образовательных технологий.

Область среднего профессионального образования РТ характеризуется разветвленной инфраструктурой, которая требует существенного реформирования. Во-первых, необходима оптимизация сети профессиональных образовательных организаций, предполагающая формирование территориально-отраслевой организации ресурсов профессионального образования, создание ресурсных центров по профилям подготовки и многофункциональных центров прикладных квалификаций в соответствии с планами территориального развития, развитие частно-государственного партнерства в системе профобразования и реализацию системы дуального обучения с привлечением работодателей. Во-вторых, целесообразно развитие региональной системы прогнозирования и мониторинга запроса на профессиональные кадры и компетенции, включающей проведение ежегодного форсайта перспективной потребности в компетенциях и квалификациях на предприятиях и внедрение информационной системы, обеспечивающей анализ трудоустройства и карьерных траекторий выпускников. И в-третьих, крайне важно создание условий различным категориям населения для профессионального обучения в течение всей жизни: включенность населения в непрерывное образование, участие во всевозможных программах повышения квалификации является характерной особенностью высокоразвитых обществ и технологичных экономик, базисом которых во многом можно считать высокий уровень развития человеческого капитала.

В заключение отметим, что важным условием для реализации амбициозных задач развития образования всех уровней является формирование механизмов прозрачности и общественной поддержки изменений  через вовлечение профессионального сообщества, общественных советов, объединений предпринимателей.

 

     
Яндекс.Метрика