|
Татарстан может ставить перед собой задачу формирования системы довузовского образования, входящую по основным показателям в первую тройку в РоссииИсак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, профессор, доктор педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации, советник Министра образования и науки РФ, считает, что в данный момент по всем ключевым показателям развития довузовского образования Татарстан превосходит средние российские значения, а по многим даже находится в первой десятке. Повышение качества дошкольного и школьного образования, а затем и усовершенствование системы профессионального образования может стать базой для повышения общего уровня человеческого капитала в Татарстане, активации его экономического и культурного потенциала. В данный момент по всем ключевым показателям развития довузовского образования Татарстан превосходит средние российские значения, а по многим даже находится в первой десятке. Амбициозные программы последних лет сделали РТ одним из лидеров комплексной модернизации образования: были запущены прорывные проекты по информатизации школ и внедрению современных методов преподавания компьютерных технологий, ведется активная работа по поддержке одаренных учеников и талантливых учителей, разрабатываются и внедряются современные программы преподавания иностранных языков. В сложившейся достаточно благоприятной ситуации Татарстан может ставить перед собой задачу формирования системы довузовского образования, входящую по основным показателям в первую тройку в России. Такой уровень общего образования приведет, во-первых, к повышению привлекательности региона для высококвалифицированных специалистов, во-вторых, будет способствовать обеспечению вузов и колледжей сильными студентами, а в-третьих, в целом приведет к росту рынка интеллектуальных услуг. В области основного общего образования показателем, отражающим переход сделанных вложений в появление нового качества, может стать формирование ключевых компетенций школьников, необходимых для успешной социализации в современном мире. К таким компетенциям в первую очередь необходимо отнести способность применять полученные знания в широком контексте – для решения личностных и социальных задач, навыки работы с информацией и информационными технологиями и в целом технологическую грамотность, умение работать в команде и уверенное владение английским языком. Конечно, переход на принципиально новые образовательные программы невозможен без переподготовки учителей и разработки новых учебных материалов и технологий, а также без внедрения региональных экзаменов, предполагающих мониторинг и сертификацию ключевых компетенций. В Татарстане уже проведена большая работа по отслеживанию образовательных результатов школьников, однако сейчас может быть поставлена нетривиальная задача отслеживания успешности каждого ученика и его индивидуальных достижений. Поликультурность региона может быть рассмотрена, с одной стороны, как один из его ресурсов, но с другой стороны, как некоторый вызов, требующий большой чуткости и внимания при подготовке новых программ как для детских садов, так и для школ. Возможными решениями должны стать эффективное начальное образование на родном языке и раннее погружение в устную иноязычную речь. В сфере профессионального образования Татарстан является одним из регионов-лидеров по охвату населения высшим образованием и по уровню развития системы высшего образования. Однако в то же время можно зафиксировать предложение, превышающее спрос на услуги высшего образования. Таким образом, система высшего образования Татарстана должна стать федеральной и даже глобальной. Для достижения такой амбициозной цели необходимы следующие меры: целенаправленная дифференциация системы высшего образования с выделением сильных глобально-федеральных вузов, вузов с сильным прикладным бакалавриатом, а также вузов, обеспечивающих широкое высшее образование; запуск пилотного проекта по федерально-региональному управлению высшим образованием; запуск программы привлечения профессоров и студентов из других регионов и стран; программа поддержки высокого качества образования, внедрения современных образовательных технологий. Область среднего профессионального образования РТ характеризуется разветвленной инфраструктурой, которая требует существенного реформирования. Во-первых, необходима оптимизация сети профессиональных образовательных организаций, предполагающая формирование территориально-отраслевой организации ресурсов профессионального образования, создание ресурсных центров по профилям подготовки и многофункциональных центров прикладных квалификаций в соответствии с планами территориального развития, развитие частно-государственного партнерства в системе профобразования и реализацию системы дуального обучения с привлечением работодателей. Во-вторых, целесообразно развитие региональной системы прогнозирования и мониторинга запроса на профессиональные кадры и компетенции, включающей проведение ежегодного форсайта перспективной потребности в компетенциях и квалификациях на предприятиях и внедрение информационной системы, обеспечивающей анализ трудоустройства и карьерных траекторий выпускников. И в-третьих, крайне важно создание условий различным категориям населения для профессионального обучения в течение всей жизни: включенность населения в непрерывное образование, участие во всевозможных программах повышения квалификации является характерной особенностью высокоразвитых обществ и технологичных экономик, базисом которых во многом можно считать высокий уровень развития человеческого капитала. В заключение отметим, что важным условием для реализации амбициозных задач развития образования всех уровней является формирование механизмов прозрачности и общественной поддержки изменений через вовлечение профессионального сообщества, общественных советов, объединений предпринимателей. |
|
|