|
|
Татарстан может ставить перед собой задачу формирования системы довузовского образования, входящую по основным показателям в первую тройку в России
Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, профессор, доктор педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации, советник Министра образования и науки РФ, считает, что в данный момент по всем ключевым показателям развития довузовского образования Татарстан превосходит средние российские значения, а по многим даже находится в первой десятке. Повышение качества дошкольного и школьного образования, а затем и усовершенствование системы профессионального образования может стать базой для повышения общего уровня человеческого капитала в Татарстане, активации его экономического и культурного потенциала. В данный момент по всем ключевым показателям развития довузовского образования Татарстан превосходит средние российские значения, а по многим даже находится в первой десятке. Амбициозные программы последних лет сделали РТ одним из лидеров комплексной модернизации образования: были запущены прорывные проекты по информатизации школ и внедрению современных методов преподавания компьютерных технологий, ведется активная работа по поддержке одаренных учеников и талантливых учителей, разрабатываются и внедряются современные программы преподавания иностранных языков. В сложившейся достаточно благоприятной ситуации Татарстан может ставить перед собой задачу формирования системы довузовского образования, входящую по основным показателям в первую тройку в России. Такой уровень общего образования приведет, во-первых, к повышению привлекательности региона для высококвалифицированных специалистов, во-вторых, будет способствовать обеспечению вузов и колледжей сильными студентами, а в-третьих, в целом приведет к росту рынка интеллектуальных услуг. В области основного общего образования показателем, отражающим переход сделанных вложений в появление нового качества, может стать формирование ключевых компетенций школьников, необходимых для успешной социализации в современном мире. К таким компетенциям в первую очередь необходимо отнести способность применять полученные знания в широком контексте – для решения личностных и социальных задач, навыки работы с информацией и информационными технологиями и в целом технологическую грамотность, умение работать в команде и уверенное владение английским языком. Конечно, переход на принципиально новые образовательные программы невозможен без переподготовки учителей и разработки новых учебных материалов и технологий, а также без внедрения региональных экзаменов, предполагающих мониторинг и сертификацию ключевых компетенций. В Татарстане уже проведена большая работа по отслеживанию образовательных результатов школьников, однако сейчас может быть поставлена нетривиальная задача отслеживания успешности каждого ученика и его индивидуальных достижений. Поликультурность региона может быть рассмотрена, с одной стороны, как один из его ресурсов, но с другой стороны, как некоторый вызов, требующий большой чуткости и внимания при подготовке новых программ как для детских садов, так и для школ. Возможными решениями должны стать эффективное начальное образование на родном языке и раннее погружение в устную иноязычную речь. В сфере профессионального образования Татарстан является одним из регионов-лидеров по охвату населения высшим образованием и по уровню развития системы высшего образования. Однако в то же время можно зафиксировать предложение, превышающее спрос на услуги высшего образования. Таким образом, система высшего образования Татарстана должна стать федеральной и даже глобальной. Для достижения такой амбициозной цели необходимы следующие меры: целенаправленная дифференциация системы высшего образования с выделением сильных глобально-федеральных вузов, вузов с сильным прикладным бакалавриатом, а также вузов, обеспечивающих широкое высшее образование; запуск пилотного проекта по федерально-региональному управлению высшим образованием; запуск программы привлечения профессоров и студентов из других регионов и стран; программа поддержки высокого качества образования, внедрения современных образовательных технологий. Область среднего профессионального образования РТ характеризуется разветвленной инфраструктурой, которая требует существенного реформирования. Во-первых, необходима оптимизация сети профессиональных образовательных организаций, предполагающая формирование территориально-отраслевой организации ресурсов профессионального образования, создание ресурсных центров по профилям подготовки и многофункциональных центров прикладных квалификаций в соответствии с планами территориального развития, развитие частно-государственного партнерства в системе профобразования и реализацию системы дуального обучения с привлечением работодателей. Во-вторых, целесообразно развитие региональной системы прогнозирования и мониторинга запроса на профессиональные кадры и компетенции, включающей проведение ежегодного форсайта перспективной потребности в компетенциях и квалификациях на предприятиях и внедрение информационной системы, обеспечивающей анализ трудоустройства и карьерных траекторий выпускников. И в-третьих, крайне важно создание условий различным категориям населения для профессионального обучения в течение всей жизни: включенность населения в непрерывное образование, участие во всевозможных программах повышения квалификации является характерной особенностью высокоразвитых обществ и технологичных экономик, базисом которых во многом можно считать высокий уровень развития человеческого капитала. В заключение отметим, что важным условием для реализации амбициозных задач развития образования всех уровней является формирование механизмов прозрачности и общественной поддержки изменений через вовлечение профессионального сообщества, общественных советов, объединений предпринимателей. |
|
|
|

















«Для успеха в глобальной конкуренции Татарстану нужна «живая» система управления будущим»
«Быть глобально конкурентоспособным предприятие может лишь при соответствующем развитии «окружающей среды» для бизнеса...»
«Для повышения конкурентоспособности Татарстану необходимо создать максимально комфортные условия для формирования человеческого капитала и продвигать бренд республики в целях большей узнаваемости за рубежом»
«В Стратегии развития Татарстана до 2030 года самое пристальное внимание необходимо уделить электроэнергетике, осуществив коренную модернизацию генерации и оптимизировав систему управления в отрасли через централизацию»

«При разработке прогнозов по демографии и миграции в Республике Татарстан, необходимо учитывать все факторы, способные оказать существенное влияние на эти параметры»
«Разработка долгосрочных стратегий важна для того, чтобы задать направление дальнейшего развития и скоординировать сегодняшние решения»
.jpg)
