|
|
РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ТАТАРСТАНЕ, ИЛИ «ДЕЛО ПОМОЩИ УТОПАЮЩИМ – ДЕЛО РУК САМИХ УТОПАЮЩИХ»
Борис Гладарев, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований (Санкт-Петербург), координатор исследования «Условия начала и ведения бизнеса в Республике Татарстан: проблемы и перспективы», проведенного в 2013-2014 гг., считает, что только через самоорганизацию и коллективное лоббирование своих интересов малый и средний бизнес Татарстана может добиться улучшения бизнес-климата в республике. Наше исследование делового климата в современном Татарстане отразило противоречивую картину. С одной стороны, руководство Татарстана регулярно заявляет о необходимости стимулировать развитие сектора МСБ (малый и средний бизнес) в регионе. Эти декларации закреплены в текстах программ развития республики. В частности, «Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы» ставит перед Минэкономики РТ задачу достичь 34% доли МСБ в ВРП (валовой региональный продукт) республики к 2015 году. Действительно, по суммам, выделяемым на поддержку МСБ, Татарстан занимает одно из лидирующих мест в России: в 2013 году было выделено 3,1 млрд рублей, в 2014 – 2,7 млрд рублей. 70% средств идет на инфраструктурную, 30% – на прямую поддержку субъектов МСБ. Причем львиную долю денег дает федеральный бюджет. Созданы элементы реальной инфраструктуры, формируются кластерные технопарки, бизнес-инкубаторы, упрощена процедура регистрации фирмы по системе «одного окна», запущена программа «Техноприсоединение» и пр. С другой стороны, собранные в ходе исследования данные говорят о стагнации сектора МСБ Татарстана, доля которого с 2011 по 2014 гг. застыла на цифре в 25% от ВРП. Более того, количество экономически активных предприятий МСБ в республике сократилось с 161,4 тыс. (2012 год) до 140,1 тыс. (апрель 2014 года). По итогам первого квартала 2014 года количество средних предприятий сократилось с 478 ед. до 470 ед., количество индивидуальных предпринимателей сократилось с 90,6 тыс. до 89,8 тыс. человек (по данным ЦПЭИ АН РТ). Анализ собранных в ходе исследования данных позволил выделить и ранжировать основные препятствия, ограничивающие развитие предприятий МСБ сектора в РТ. Критичность и значение проблемы в представленном рейтинге снижаются по направлению первого до восьмого пункта: Таким образом, несмотря на многочисленные программы поддержки, мы наблюдаем отсутствие роста и даже стагнацию сектора МСБ в экономике Татарстана. В целом, предприниматели оценивают политику республиканских властей в отношении малого и среднего бизнеса как малоэффективную.
Таким образом, «федеральные ограничения», «нефтяная игла», «клановая система» и «патриархальная модель управления» совокупно определяют перспективы и ограничения развития МСБ в республике. Изменить эту ситуацию Правительство Татарстана само не способно. Написанные чиновниками программы поддержки МСБ слабо связаны между собой, перегружены задачами по производству новых документов (концепций, планов, законодательных инициатив и т.п.), в ущерб конкретным практическим мероприятиям и механизмам мониторинга их исполнения. Эти программы мало учитывают реальные нужды бизнеса, служа, скорее, для его регулирования, а не стимулирования. Признаком позитивных перемен можно считать появление Дорожной карты развития МСБ, разработанной ТПП при активном участии предпринимателей. И, подводя итоги своим рассуждениям, я хочу подчеркнуть именно этот момент: чтобы программы развития МСБ действительно стали эффективными их должны писать не чиновники, а предприниматели, имеющие личный опыт ведения бизнеса. Как утверждал Карл Маркс «Освобождение рабочих должно быть делом самих рабочих», что в пародийном переложении Ильфа и Петрова изменилось до лозунга: «Дело помощи утопающим – дело рук самих утопающих». Иначе говоря, без активного участия бизнес-сообщества Татарстана реально улучшить деловой климат в республике невозможно. Предприниматели должны осознать себя «как класс», осознать собственные коллективные интересы и через свои общественные объединения отстаивать их в конструктивном диалоге с Правительством РТ. Подробнее с основными выводами нашего исследования можно ознакомиться в разделе проектной площадки «Институты и предпринимательство» http://tatarstan2030.ru/UserFiles/Files/MSB_rep.pdf. |
|
|
|

















«В Стратегии развития Татарстана до 2030 года самое пристальное внимание необходимо уделить электроэнергетике, осуществив коренную модернизацию генерации и оптимизировав систему управления в отрасли через централизацию»
«При разработке прогнозов по демографии и миграции в Республике Татарстан, необходимо учитывать все факторы, способные оказать существенное влияние на эти параметры»
«Быть глобально конкурентоспособным предприятие может лишь при соответствующем развитии «окружающей среды» для бизнеса...»
«Для повышения конкурентоспособности Татарстану необходимо создать максимально комфортные условия для формирования человеческого капитала и продвигать бренд республики в целях большей узнаваемости за рубежом»

«Для успеха в глобальной конкуренции Татарстану нужна «живая» система управления будущим»
«Разработка долгосрочных стратегий важна для того, чтобы задать направление дальнейшего развития и скоординировать сегодняшние решения»
