|
РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ТАТАРСТАНЕ, ИЛИ «ДЕЛО ПОМОЩИ УТОПАЮЩИМ – ДЕЛО РУК САМИХ УТОПАЮЩИХ»Борис Гладарев, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований (Санкт-Петербург), координатор исследования «Условия начала и ведения бизнеса в Республике Татарстан: проблемы и перспективы», проведенного в 2013-2014 гг., считает, что только через самоорганизацию и коллективное лоббирование своих интересов малый и средний бизнес Татарстана может добиться улучшения бизнес-климата в республике. Наше исследование делового климата в современном Татарстане отразило противоречивую картину. С одной стороны, руководство Татарстана регулярно заявляет о необходимости стимулировать развитие сектора МСБ (малый и средний бизнес) в регионе. Эти декларации закреплены в текстах программ развития республики. В частности, «Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы» ставит перед Минэкономики РТ задачу достичь 34% доли МСБ в ВРП (валовой региональный продукт) республики к 2015 году. Действительно, по суммам, выделяемым на поддержку МСБ, Татарстан занимает одно из лидирующих мест в России: в 2013 году было выделено 3,1 млрд рублей, в 2014 – 2,7 млрд рублей. 70% средств идет на инфраструктурную, 30% – на прямую поддержку субъектов МСБ. Причем львиную долю денег дает федеральный бюджет. Созданы элементы реальной инфраструктуры, формируются кластерные технопарки, бизнес-инкубаторы, упрощена процедура регистрации фирмы по системе «одного окна», запущена программа «Техноприсоединение» и пр. С другой стороны, собранные в ходе исследования данные говорят о стагнации сектора МСБ Татарстана, доля которого с 2011 по 2014 гг. застыла на цифре в 25% от ВРП. Более того, количество экономически активных предприятий МСБ в республике сократилось с 161,4 тыс. (2012 год) до 140,1 тыс. (апрель 2014 года). По итогам первого квартала 2014 года количество средних предприятий сократилось с 478 ед. до 470 ед., количество индивидуальных предпринимателей сократилось с 90,6 тыс. до 89,8 тыс. человек (по данным ЦПЭИ АН РТ). Анализ собранных в ходе исследования данных позволил выделить и ранжировать основные препятствия, ограничивающие развитие предприятий МСБ сектора в РТ. Критичность и значение проблемы в представленном рейтинге снижаются по направлению первого до восьмого пункта: Таким образом, несмотря на многочисленные программы поддержки, мы наблюдаем отсутствие роста и даже стагнацию сектора МСБ в экономике Татарстана. В целом, предприниматели оценивают политику республиканских властей в отношении малого и среднего бизнеса как малоэффективную.
Таким образом, «федеральные ограничения», «нефтяная игла», «клановая система» и «патриархальная модель управления» совокупно определяют перспективы и ограничения развития МСБ в республике. Изменить эту ситуацию Правительство Татарстана само не способно. Написанные чиновниками программы поддержки МСБ слабо связаны между собой, перегружены задачами по производству новых документов (концепций, планов, законодательных инициатив и т.п.), в ущерб конкретным практическим мероприятиям и механизмам мониторинга их исполнения. Эти программы мало учитывают реальные нужды бизнеса, служа, скорее, для его регулирования, а не стимулирования. Признаком позитивных перемен можно считать появление Дорожной карты развития МСБ, разработанной ТПП при активном участии предпринимателей. И, подводя итоги своим рассуждениям, я хочу подчеркнуть именно этот момент: чтобы программы развития МСБ действительно стали эффективными их должны писать не чиновники, а предприниматели, имеющие личный опыт ведения бизнеса. Как утверждал Карл Маркс «Освобождение рабочих должно быть делом самих рабочих», что в пародийном переложении Ильфа и Петрова изменилось до лозунга: «Дело помощи утопающим – дело рук самих утопающих». Иначе говоря, без активного участия бизнес-сообщества Татарстана реально улучшить деловой климат в республике невозможно. Предприниматели должны осознать себя «как класс», осознать собственные коллективные интересы и через свои общественные объединения отстаивать их в конструктивном диалоге с Правительством РТ. Подробнее с основными выводами нашего исследования можно ознакомиться в разделе проектной площадки «Институты и предпринимательство» http://tatarstan2030.ru/UserFiles/Files/MSB_rep.pdf. |
|
|