|
ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В ТАТАРСТАНЕ ЗАВИСЯТ ОТ ИНТЕНСИВНОСТИ КОММУНИКАЦИЙ С СОСЕДНИМИ РЕГИОНАМИМихаил Дмитриев, президент хозяйственного партнерства «Новый экономический рост», считает, что Казань – это часть целого созвездия крупных городов Приволжского округа, необходимо улучшение инфраструктурных коммуникаций между ними, что позволит сформировать единое пространство, в котором смогут успешно развиваться инновации. Татарстан – это очень уместный пример стратегического планирования, т.к. во многих регионах России культура стратегического планирования до сих пор носит декоративный характер, а в Татарстане в силу особенностей потенциала государственного управления сложилась культура, которая позволяет ставить и реализовывать задачи долгосрочного развития: и в виде отдельных проектов, и в виде целых комплексных направлений, например, совершенствование системы госуправления (IT и госзакупки). В этом плане у Татарстана больше шансов, чем у среднего региона, реализовать значительную часть компонентов Стратегии. Что касается приоритетов, а именно сдвига в сторону инновационной экономики, у меня есть внутренние сомнения в свете того, что я успел прочитать и услышать от экспертов Проекта. Мое основное сомнение связано, в том числе, с теми аспектами, которыми мы занимались в связи с проектом ВСМ. Если мы посмотрим на численность населения Татарстана и численность населения города Казани, то Татарстан – это очень маленький регион. Город Казань с точки зрения агломерации, которая может стать драйвером инноваций, тем более глобальным драйвером инноваций, – город очень маленький по численности населения. Реально агломерационных эффектов в самой Казани, и даже в целом в Татарстане, на мой взгляд, не будет хватать для того, чтобы передвигать приоритет на новые инновационные модели экономической деятельности. На мой взгляд, Казань – это часть целого созвездия крупных городов Приволжского региона, в котором сейчас наибольшее количество городов-миллионников среди всех других федеральных округов. Ни один из них по отдельности не является достаточно крупным, чтобы стать значимым центром инновационной деятельности, потому что все эти города, к сожалению, слишком малы для решения такого рода задач. Но они расположены достаточно компактно, в каждом из них есть значительный потенциал, и в Казани он действительно колоссальный для города такого размера. Но необходимо улучшение связи, прежде всего, с точки зрения инфраструктурных коммуникаций между этими регионами и интеграция их в единую зону, в которой могли бы развиваться инновации практически в рамках единого компактного пространства. Это, на мой взгляд, гораздо более жизнеспособная схема. Проекты по типу ВСМ, развитие инфраструктуры, которое более эффективно свяжет Казань с другими крупнейшими городскими центрами и агломерациями Приволжского региона, на мой взгляд, – это один из ключевых вопросов, который может стать драйвером развития инновационных сегментов в Казани. Эти вопросы не решить, рассматривая Татарстан отдельно от других центров Приволжского округа, и ключевой вопрос здесь: удобная и быстрая инфраструктура. ВСМ могут решить значительную часть проблем, и поток пассажиров между, допустим, Нижним Новгородом и Казанью может возрасти в несколько раз: там огромный индуцированный спрос, который будет связан только с улучшением сообщения между этими двумя городами. И такого рода коммуникации, скорее всего, дадут опережающий толчок многим типам инновационных бизнесов: и в Казани, естественно, и в Нижнем Новгороде, и на промежуточных пунктах, которые будет связывать система скоростного сообщения. |
|
|