Развитие Казанской экономической зоны
Гатиатулин Аскар
Казани нужно переходить от модели мегапроектов к модели методичного ежедневного развития. Я хочу предложить планку, которая бы тогда стать отличным ориентиром для государственной отчётности и планирования. Эта планка называется "в топ-100 городов мира по качеству жизни"
Когда в 2010 году компания Mercer исключила Казань из всемирного рейтинга, столица Татарстана занимала 191 место. Первая сотня не является чем-то заоблачным, сейчас в том районе обитают Таллин и София. Рейтинг очень серьёзный и включает в себя множество подзадач, которые нам и предстоит решить:
Экономика
Главным недостатком Казани даже в российских рейтингах является уровень жизни. С недавнего времени налоговая инспекция стала публиковать данные НДФЛ по городам, и эти данные лишь подтверждают серьёзное отставание Казани. Для повышения зарплат нужно концентрировать в городе зарабатывающих специалистов. К сожалению, сейчас этих специалистов пытаются вывезти за город, оставив Казани расходы содержание инфраструктуры. Подобное расползание города по большой площади с нашим климатом - большая ошибка. Даже тёплые и богатые американские города стали банкротиться, будучи не в состоянии содержать огромную площадь, и задумались о переходе к многоэтажному жилищному строительству. Поэтому нам точно не надо пытаться копировать агломерацию Сан-Франциско.
Демография
Сейчас мы стоим на пороге очередной демографической ямы, когда должно будет рожать поколение 90-х, а оно малочисленное. В 2012 году в Казани уже произошло снижение числа браков после многих лет роста. При этом современной России, согласно закону Ципфа, существует социальный заказ на города населением 2,5-3 миллиона человек. При развитии экономики страны именно вторые-третьи города подхватывают начатое столицей, поэтому если Казань не озаботится устойчивым ростом населения, то это сделают другие города и получат свои бонусы.
Транспортные проблемы
Главная проблема - это избыточное автомобилепользование, которое приводит к потере времени, неудобству городской среды и загрязнению воздуха. Даже по автомобилизации Казань уже обогнала Лондон. Казанцы теряют время, комфорт и здоровье. Очевидно, с этим нужно что-то делать. Последние исследования показывают, что автомобили и успешные города в корне несовместимы, что социальное неравенство легче преодолевается в городах с развитой инфраструктурой для пешеходов и общественного транспорта. Поэтому в первую очередь Казани нужно развитие пешеходных зон и удобного общественного транспорта. Для Казани доля дорожной сети в площади города равна примерно 7,5%. Сингапур и Токио вполне обходятся таким уровнем, и даже меньше. О каких новых дорогах и путепроводах может идти речь, если у нет денег даже на содержание нынешних? Сейчас строительство и содержание дорог оплачиваются бюджетом, в ущерб образованию и медицине. Этого не должно быть.
Резюмируя, можно только согласиться с авторами Стратегии в области ставки на человеческий капитал. Для привлечения и развития этого капитала нужно пользоваться инструментом рейтинга по качеству жизни. Основными рецептами градопланирования должны быть проверенные временем и развитыми странами курс на компактность и интенсивность, общественный транспорт и пешеходную мобильность.
Казань
2015-04-9
Всего записей: 1
Страницы
1 |
Внимание!
Возможность оставлять отзывы доступна только зарегистрированным пользователям. Пройдите регистрацию на нашем сайте. Если вы уже прошли регистрацию и заполнили анкету - войдите под своим логином и паролем.