Проект "Татарстан-2030"      

Экспертное мнение

«Для повышения конкурентоспособности Татарстану необходимо создать максимально комфортные условия для формирования человеческого капитала и продвигать бренд республики в целях большей узнаваемости за рубежом»

Жак Франсуа Тисс, профессор Католического университета Лувена (Бельгия), профессор Национальной школы мостов и дорог (Франция), научный руководитель лаборатории теории рынков и пространственной экономики НИУ ВШЭ

Подробнее »

Экспертное мнение

«В современных условиях, когда экономические успехи определяются талантами людей и человеческий капитал становится важнейшим видом капитала, система городского планирования должна подстраиваться, в первую очередь, под интересы и потребности жителей»


Ян Гейл (Jan Gehl), архитектор, основатель архитектурно-градостроительного бюро Gehl Architects, Дания

Подробнее »

Экспертное мнение

«Быть глобально конкурентоспособным предприятие может лишь при соответствующем развитии «окружающей среды» для бизнеса...»


Игорь Савельев,
​руководитель службы стратегического планирования ОАО «КАМАЗ» 

Подробнее »

Экспертное мнение

​«Флагманская программа «Создание благоприятной среды для работников инновационных компаний» будет, способствовать сохранению в республике высококвалифицированных специалистов и привлекать молодых специалистов из других регионов»

Нина Одинг, к.э.н., начальник исследовательского отдела МЦСЭИ «Леонтьевский центр»

Подробнее »

Экспертное мнение

«При разработке прогнозов по демографии и миграции в Республике Татарстан, необходимо учитывать все факторы, способные оказать существенное влияние на эти параметры»


Никита Мкртчян, ведущий научный сотрудник Центра демографических исследований Института демографии НИУ ВШЭ; с.н.с. Института народнохозяйственного прогнозирования РАН 

Подробнее »

Экспертное мнение

«Разработка  долгосрочных стратегий важна для того, чтобы задать направление дальнейшего развития и скоординировать сегодняшние решения»


Кристиан Хорн,
директор парижской фирмы городского планирования Rethink, преподаватель школы архитектуры в Страсбурге  

Подробнее »

Экспертное мнение

«Для успеха в глобальной конкуренции Татарстану нужна «живая» система управления будущим»


Алексей Крыловский,
кандидат экономических наук, председатель правления AV Group 

Подробнее »

Экспертное мнение

​«В Стратегии развития Татарстана до 2030 года самое пристальное внимание необходимо уделить электроэнергетике, осуществив коренную модернизацию генерации и оптимизировав систему управления в отрасли через централизацию»

Айрат Сабирзанов, первый заместитель генерального директора – директор по экономике и финансам ОАО «Генерирующая компания»

Подробнее »

О Стратегии
О ходе разработки
Пресс-центр
Разработчики
МОЛОДЕЖНЫЙ КОНКУРС
ПРОЕКТНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Эффективное развитие АПК возможно лишь при многоукладности сельского хозяйства и достаточной федеральной и региональной поддержке всех производителей

Как считает Татьяна Нефедова, доктор географических наук, автор работ по проблемам социально-экономического развития сельской местности России, в современных условиях должны быть разнообразие форм собственности и многоукладность сельского хозяйства – от крупнейших предприятий до средних и мелких, а федеральная и региональная поддержка должна охватывать все типы производителей. 

Миссия АПК Татарстана в РФ – устойчивое снабжение продовольствием, прежде всего, животноводческой продукцией не только населения республики, но и многих регионов России, учитывая сохранившийся в республике трудовой потенциал в сельской местности, специфику природных условий, накопленные вложения.
Доля Татарстана в валовом производстве сельскохозяйственной продукции РФ заметно возросла – республика поднялась с седьмого места в 1990 году на второе место после Краснодарского края в 2011 году. 

Специфику Татарстана в современных условиях определяют высокий уровень финансовой и организационной поддержки АПК, ответственное отношение власти к сельскому хозяйству, повышенная роль крупных модернизированных агрохолдингов, многонациональный состав сельского населения.
Татарстан, в отличие от многих более урбанизированных регионов Нечерноземья, вошел в сложный переходный период с сохранившейся сельской местностью и сельским менталитетом ее жителей. Этот благодатный субстрат активно откликнулся на многочисленные социальные программы, разрабатываемые в последние годы Правительством республики. Например, социальная ипотека для работников бюджетной сферы, программы ремонта школ, детских садов, клубов, строительства ФАПов, спортивных комплексов. 

Основные наметившиеся угрозы изменения человеческого капитала к 2030 году, тем не менее, будут нарастать. В их числе продолжение миграции сельского населения в города, рост региональных и районных центров за счет остальной сельской местности и «выпадение» из активной жизни малых сельских населенных пунктов, отъезд активной сельской молодежи в крупные города и в Казань для получения высшего образования (преимущественно безвозвратный). 

По разным оценкам, к 2030 году численность сельского населения республики может сократиться на 15-30%. Серьезным вызовом властям станут проблемы депопулирующих сел и вопрос необходимости сохранять и поддерживать там дорогую социальную инфраструктуру, проблема использования помещений детских садов и школ (ожидается уменьшение рождаемости), проблема сохранения культурного багажа этносов, проживавших в сельской местности, падение престижности сельскохозяйственного труда, изменение состава населения (приток населения в сельскую местность в последние годы идет из стран СНГ), проблемы недостаточного инфраструктурного обустройства и сети услуг в сельской местности. 

Для Татарстана характерна повышенная роль крупных предприятий в производстве продукции, которая связана не с упадком личных хозяйств населения и неразвитостью фермерства, как в большинстве нечерноземных регионов РФ, а с концентрацией производства на гигантских агропромышленных комплексах. Агрохолдинги при стимулирующей политике Правительства РТ стали главной системообразующей частью АПК Татарстана, позволившей, в отличие от других регионов России, затормозить в начале 2000-х годов падение поголовья скота и уменьшение посевных площадей. В большинстве районов они производят от 50 до 80% сельскохозяйственной продукции. Курс Правительства РТ на создание мегаферм и крупных агрохолдингов имел и преимущества (особенно на первых этапах и при существенной поддержке властей), и недостатки. 

Очевидно, это привело к уничтожению во многих районах среднего звена самостоятельных сельскохозяйственных предприятий. Нацеленные поначалу на спасение убыточных предприятий, агрохолдинги стали «подминать» и те, что могли бы выжить сами, тем более, если бы получали достаточную поддержку правительства. 
Главная проблема АПК Татарстана – сильная «перенакаченность» заемными средствами гигантских предприятий благодаря существенной административной и финансовой поддержке региональных властей, перекредитованность крупнейших агрохолдингов, несоответствие «аппетитов» их собственников реальным возможностям самих предприятий и республики. Неопределенность дальнейших бюджетных возможностей Татарстана для поддержки АПК республики, огромные долги агрохолдингов, неразвитость рыночных механизмов функционирования их звеньев – все это порождает экономические тупики. 

В последние 2-3 года отмечаются негативные тенденции: замедление развития, в том числе из-за задолженности, снижение рентабельности, снижение продуктивности в некоторых крупных агрохолдингах, убыточность производства на ряде предприятий, снижение зарплат и их невыплаты, увольнение работников. Серьезными угрозами в этих условиях становятся неконкурентоспособность АПК Татарстана в рыночной среде, невозможность отдать кредиты и зависимость от банков РФ, возможность банкротства некоторых системообразующих предприятий, потеря поголовья скота и забрасывание земель, увольнение работников и скачек уровня безработицы в сельской местности, усиление экстремистских настроений.

Опыт других регионов России показывает, что государственные агрохолдинги, как правило, низкорентабельны. Наиболее эффективны предприятия, входящие в агрохолдинги с иностранными головными компаниями (рентабельность в два раза выше среднего уровня). А небольшие агропромышленные предприятия муниципального уровня, как правило, убыточны. 

В современных условиях России должны быть разнообразие форм собственности и многоукладность сельского хозяйства – от крупнейших предприятий до средних и мелких, в том числе в скотоводстве. Федеральная и региональная поддержка должна охватывать все типы производителей. Модернизация – это длительный процесс, занимающий 20-30 лет, и одним махом ее не осуществить. Необходимо обратить внимание на техническое перевооружение еще сохранившегося среднего звена предприятий республики. К их поддержке надо относиться дифференцировано.

Главное преимущество Татарстана – региональные инициативы и программы поддержки сельского хозяйства, в том числе мелких хозяйств. Преимущество и в том, что население республики активнее откликнулось на стимулирование животноводческих ферм. Однако проблемой является отсутствие разветвленной с оптимально расположенными звеньями системы сбыта продукции мелких хозяйств (не обязательно стационарной с большими вложениями). Это важно не только для развития частного животноводства и растениеводства, но и сохранения населения в сельской местности. 

Заботой региональных и муниципальных властей должны быть не только поддержка агропромышленного комплекса республики, но и стимулирование несельскохозяйственных видов занятости в сельской местности, а также развитие сферы услуг для сохранения уникального человеческого потенциала, потерянного уже во многих сельских регионах Нечерноземья за исключением пригородов крупных городов. 

Поиск оптимального сочетания предприятий разных размеров с попыткой частичного сохранения крупных холдингов и выделения части их подразделений в самостоятельные предприятия – задача не легкая. Если и дробить безнадежных должников, то делать это надо крайне осторожно. Самое страшное – разукрупнение превратить в кампанию. Так можно потерять и те преимущества, что имеют крупные модернизированные предприятия. Но восстановление хотя бы части в значительной степени утраченного среднего звена предприятий в Татарстане необходимо. 

Общероссийские условия развития животноводства в ближайшие семь лет должны улучшиться, но предполагается и существенное софинансирование из региональных бюджетов. Так что, нагрузка на бюджет Татарстана в целях поддержки АПК останется большой. При современных проблемах экономики – это очень серьезный вызов. 

 

 

     
Яндекс.Метрика