|
Глобальной конкурентоспособности можно добиться лишь при условии накопления и развития человеческого капиталаЛеонид Лимонов, директор-координатор научно-исследовательских программ Леонтьевского центра, генеральный директор АНО МЦСЭИ «Леонтьевский центр», доктор экономических наук, уверен, что человеческий капитал является основным фактором успеха в современной конкурентной борьбе, а рентоориентированная экономика в борьбе за глобальную конкурентоспособность отходит на второй план. Многие регионы сейчас разрабатывают долгосрочные стратегии развития, а с принятием соответствующего федерального закона, все регионы обязаны будут разрабатывать такие стратегии. В отличие от других регионов, Татарстан, во многих отношениях уже находящийся на первых позициях (где-то после Москвы и Санкт-Петербурга, а где-то и конкурируя с ними), при разработке стратегии ставит очень амбициозные цели. Поставлена задача определить основные действия по основным стратегическим направлениям, которые выведут республику в число глобально конкурентоспособных и успешных регионов. И это совершенно другой уровень – мы смотрим на весь мир, а не только на соседние регионы России. Главная наша тема – создание, привлечение и накопление человеческого капитала. Нобелевский лауреат Гэри Беккер – один из основоположников теории человеческого капитала, в свое время отметил, что знания и навыки человека тоже являются неким капиталом. Капитал – это вложение денег, которое приносит прибыль. В получение образования человек инвестирует время и деньги, и если он может применить в жизни полученные знания, то они являются капиталом. Когда мы имеем в виду территории, обобщая понятие человеческого капитала, можно говорить о том, какая масса человеческого капитала, полезного знания сконцентрирована на той или иной территории. Многочисленные исследования показывают, что успеха в современном мире добиваются те территории, которые лидируют по качеству и по объему человеческого капитала. Рентоориентированная экономика, экономика, связанная только с полезными ископаемыми, их добычей и удачным географическим положением, отходит на второй план в глобальной конкурентоспособности. Метрополитенские регионы (крупные агломерации – зоны с большим городом или несколькими городами в центре и территорией тяготения к этому центру или центрам) конкурируют в современном мире, в глобальной экономике за инвестиции, за наиболее квалифицированные кадры. Их конкурентоспособность связана с агломерационными эффектами, возникающими благодаря концентрации производства, развитию инноваций и экономики знаний, экономии от масштаба, росту местного рынка, формированию креативного класса. Такого синергетического эффекта трудно добиться в небольших и удаленных от основных центров населенных пунктах. В глобальной стратегии Татарстана мы должны уделять вопросам человеческого капитала первостепенное значение, потому что это ведущий, основной фактор успеха в современной конкурентной борьбе. Здесь есть два аспекта. Первый – насколько существующая система образования в Татарстане формирует человеческий капитал и профессионалов, конкурентоспособных на глобальном уровне. Второй – насколько существующая экономика и другие сферы способствуют тому, чтобы высококвалифицированные кадры оставались в республике, и тому, чтобы привлекать таких людей из других регионов. Конкурентоспособные специалисты имеют большой выбор, и они достаточно мобильны. В России, конечно, и мобильность не такая высокая, как в других странах, и условия переезда всегда сопряжены с большими проблемами, и люди, может быть, еще не очень привыкли так широко смотреть на вещи. Тем не менее, мы, говоря о стратегии до 2030 года, должны это учитывать. В рамках работы над Стратегией развития Татарстана 2030 мы планируем провести исследования, изучить мнения и работодателей (прежде всего, в инновационной сфере), и самих работников на предмет того, какие факторы для них важны помимо собственно зарплаты и условий работы. Что еще важно – экология, культура, социальная сфера, качество здравоохранения или еще что-то? Тем факторам, которые будут выявлены в результате этих опросов в качестве наиболее важных, и надо будет уделить особое внимание, выстраивая стратегию. Также мы намерены опросить выпускников вузов – как они оценивают качество полученного образования, насколько оно востребовано, насколько они работают по специальности, какие именно знания в итоге востребованы, насколько уровень знаний вообще важен при поиске работы. Определение приоритетов поможет нам сфокусировать Стратегию на ключевых проблемах, а дальше уже с более широкой группой экспертов, с участием министерств, ведомств, органов власти республики нужно определить, какие шаги требуется предпринять, чтобы ответить на существующие глобальные вызовы. |
|
|