Проект "Татарстан-2030"      

Экспертное мнение

«При разработке прогнозов по демографии и миграции в Республике Татарстан, необходимо учитывать все факторы, способные оказать существенное влияние на эти параметры»


Никита Мкртчян, ведущий научный сотрудник Центра демографических исследований Института демографии НИУ ВШЭ; с.н.с. Института народнохозяйственного прогнозирования РАН 

Подробнее »

Экспертное мнение

«В современных условиях, когда экономические успехи определяются талантами людей и человеческий капитал становится важнейшим видом капитала, система городского планирования должна подстраиваться, в первую очередь, под интересы и потребности жителей»


Ян Гейл (Jan Gehl), архитектор, основатель архитектурно-градостроительного бюро Gehl Architects, Дания

Подробнее »

Экспертное мнение

​«Флагманская программа «Создание благоприятной среды для работников инновационных компаний» будет, способствовать сохранению в республике высококвалифицированных специалистов и привлекать молодых специалистов из других регионов»

Нина Одинг, к.э.н., начальник исследовательского отдела МЦСЭИ «Леонтьевский центр»

Подробнее »

Экспертное мнение

«Для повышения конкурентоспособности Татарстану необходимо создать максимально комфортные условия для формирования человеческого капитала и продвигать бренд республики в целях большей узнаваемости за рубежом»

Жак Франсуа Тисс, профессор Католического университета Лувена (Бельгия), профессор Национальной школы мостов и дорог (Франция), научный руководитель лаборатории теории рынков и пространственной экономики НИУ ВШЭ

Подробнее »

Экспертное мнение

«В ближайшие 1-3 года необходимо запустить на основе уже имеющейся инфраструктуры процесс создания полноценной культуры инноваций. В идеале каждый житель должен понимать, что такое инновации, как работает система их создания в регионе, и в чем их ценность – как для общества, так и для каждого человека»
Марк Лонг, член совета директоров NBIA, США, эксперт по вопросам инкубации высокотехнологичных бизнесов, предпринимательства и инновационного развития

Подробнее »

Экспертное мнение

​«В Стратегии развития Татарстана до 2030 года самое пристальное внимание необходимо уделить электроэнергетике, осуществив коренную модернизацию генерации и оптимизировав систему управления в отрасли через централизацию»

Айрат Сабирзанов, первый заместитель генерального директора – директор по экономике и финансам ОАО «Генерирующая компания»

Подробнее »

Экспертное мнение

«Разработка  долгосрочных стратегий важна для того, чтобы задать направление дальнейшего развития и скоординировать сегодняшние решения»


Кристиан Хорн,
директор парижской фирмы городского планирования Rethink, преподаватель школы архитектуры в Страсбурге  

Подробнее »

Экспертное мнение

«Для успеха в глобальной конкуренции Татарстану нужна «живая» система управления будущим»


Алексей Крыловский,
кандидат экономических наук, председатель правления AV Group 

Подробнее »

Экспертное мнение

«Успех бизнеса вообще и государственно-частного партнерства в частности зависит от их востребованности, созданных государством стимулов и отношения госслужащих»

​Фоат Комаров, председатель совета директоров ОАО «Автострада», инициатор проекта строительства татарстанского участка международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай»

Подробнее »

Экспертное мнение

«Казань – это часть целого созвездия крупных городов Приволжского округа, необходимо улучшение инфраструктурных коммуникаций между ними, что позволит сформировать единое пространство, в котором смогут успешно развиваться инновации​»

Михаил Дмитриев, президент хозяйственного партнерства «Новый экономический рост»

Подробнее »

Экспертное мнение

«Быть глобально конкурентоспособным предприятие может лишь при соответствующем развитии «окружающей среды» для бизнеса...»


Игорь Савельев,
​руководитель службы стратегического планирования ОАО «КАМАЗ» 

Подробнее »

Экспертное мнение

«Нужен сбалансированный подход к развитию электроэнергетики, учитывающий и межсистемные перетоки, и необходимость решения проблем теплоснабжения, и тарифные последствия»


Руслан Адамоков, к.э.н., доцент, директор по развитию ЕЭС и ЕНЭС ОАО «Институт “ЭНЕРГОСЕТЬПРОЕКТ”»

Подробнее »

О Стратегии
О ходе разработки
Пресс-центр
Разработчики
ПРОЕКТНЫЕ ПЛОЩАДКИ
МОЛОДЕЖНЫЙ КОНКУРС

Стратегическое планирование – это общественный процесс, основанный на взаимодействии людей

Борис Жихаревич, заместитель генерального директора Леонтьевского центра, директор Ресурсного центра по стратегическому планированию и научный руководитель проекта разработки Стратегии развития Татарстана 2030 считает, что стратегическое планирование – это общественный процесс, коммуникационное планирование, активное взаимодействие людей, от которых зависит будущее – власти, бизнеса, общественных организаций, экспертов.

Для чего вообще регионы занимаются стратегиями? Первая, но, на мой взгляд, не самая важная причина, это то, что скоро выйдет федеральный закон о государственном стратегическом планировании. Это в каком-то смысле восстановление системы планирования в нашем государстве. Данный закон прямо предписывает, что все регионы должны иметь стратегию. Таким образом, есть административный запрос на то, чтобы стратегии у регионов были. 

Вторая причина, это то, что стратегическое планирование полезно. Доказательством служит широкое распространение этой технологии в мире. Если говорить о бизнесе, то одно из масштабных исследований, проводимых «Baing&Company», показало, что 67% компаний используют стратегическое планирование, при этом оно имеет самый высокий показатель удовлетворенности (4,01 балла по пятибалльной шкале) среди других методов управления.  Не отстают и регионы и города. Практически все лидирующие регионы имеют стратегии. 

Например, в штате Флорида стратегия развития будущего делается третий раз подряд, она обновляется раз в три года. Отмечу, разработка стратегии организована, как процесс взаимодействия бизнеса и власти. Во Флориде этим занимается не власть непосредственно, а ассоциация бизнеса. Министр, отвечающий в правительстве штата за экономическое развитие, одновременно является директором этой ассоциации, и разработка стратегии ведется совместно. А в Каталонии явным лидером в процессе разработки стратегии развития является власть региона, при этом акцент в стратегии сделан на подтверждение лояльности европейским ценностям. Известные примеры хорошего государственного управления – Австралия и Новая Зеландия. В штате Южная Австралия разработка и обновление стратегии, как и во Флориде, идут регулярно, действует уже третья стратегия, обновляемая по результатам оценки реализации со стороны специального комитета по мониторингу. Здесь большое значение уделено общественному участию, вовлечению всего сообщества. Существует общественная ассоциация поддержки стратегии, куда вошли заинтересованные организации, действующие на территории. 

Отмеченные моменты, связанные с интерактивностью разработки стратегия, являются, на мой взгляд, очень существенными. Правильно организованное стратегическое планирование – это определенный общественный процесс, процесс общения, переговоров, дискуссий. Это так называемое коммуникационное планирование, которое предполагает акцент не столько на конкретных цифрах, показателях, сколько на взаимодействии людей, от которых это будущее зависит. Это и власть, и бизнес, и общественные организации, и эксперты, которые пытаются совместно очертить контуры будущего для своего региона. Такое планирование важно, потому что оно снижает неопределенность будущего, дает больше уверенности всем названным игрокам, стейкхолдерам, которым интересно развитие республики и от которых оно зависит. И что также очень значимо – повышается уровень доверия, взаимопонимания, готовности к сотрудничеству ради будущего. Это, собственно, третья причина, самая важная, по которой стоит заниматься стратегическим планированием.

Для Татарстана, который известен тем, что тщательно изучает зарубежный опыт, пытается следовать лучшим практикам и быть заметным игроком в мировой межрегиональной конкуренции, обращение к стратегированию вполне естественно. Планирование в республике уже хорошо налажено, есть проработанная среднесрочная программа социально-экономического развития с акцентами на институциональные вопросы, разрабатываются госпрограммы. Тем не менее, республике необходима стратегия, рассчитанная  на более длительный срок и ориентированная на продвижение по самым важным для успеха в глобальной конкуренции направлениям. 
Специфика нашего проекта в том, что он развивается во времени достаточно продолжительно, что дает возможность  организовать тот самый коммуникационный процесс, который представляет главную ценность, – когда люди из разных сфер собираются и начинают совместно говорить о проблемах, важных для долгосрочного развития. Такое коммуникационное планирование всегда имеет некий философский слой, который в некоторых случаях способен достаточно серьезно изменить атмосферу в регионе. Мы попытаемся спровоцировать людей думать и высказываться на эти темы. Поэтому среди форм нашей работы – поисковые конференции, мозговые атаки, где мы пытаемся создать атмосферу свободного разговора и творческого поиска. 

Если перейти к сути долгосрочной стратегии региона, то сейчас общепринято, что главным фактором развития любой территории являются люди в совокупности их свойств – компетентностных, профессиональных, личных, которые позволяют им в течение жизни получать доход. Экономисты используют термин «человеческий капитал», который подчеркивает, что каждый человек может (с помощью государства или без нее) делать вложения в свое образование, здоровье, навыки, и эти вложения будут приносить ему доход.  Человеческий капитал становится более важным фактором развития, чем природные ресурсы.
С точки зрения содержания стратегии у нас сформировался предварительный  набор приоритетов, который был одобрен Президентом Татарстана. Это то, что связано с обществом, – качество образования, человеческий капитал, межнациональное и межрелигиозное согласие. На мой взгляд, это база. Еще один  приоритет – пространственное развитие, и основная идея здесь – улучшить транспортные  связи между существующими в республике тремя узлами (Казань, Альметьевск, Набережные Челны), создав объединяющий эти агломерации единый метрополитенский регион. В пространственном развитии есть два аспекта. Один – это собственно транспортные связи, а второй – это пространство для жизни, та среда, в которой люди непосредственно обитают и взаимодействуют. 

Неизбежный блок – это экономика, которая трансформирована в данном случае в промышленную политику на новой основе, и агропромышленный комплекс, на котором в значительной мере держится сельская местность. Однако, сельская местность – это не только агропромышленный комплекс, она может быть и местом для другой эффективной экономической деятельности. Тема поддержки малых городов и сельской местности не только за счет сельского хозяйства присутствует и в блоке пространственного развития. 
И еще один приоритетный блок – создание системы управления будущим. Сейчас мы разрабатываем стратегию, но важно, чтобы этот процесс был постоянным. И в ходе работы мы должны не только собственно документ выдать – стратегию, но и оставить систему, которая будет постоянно думать о будущем, о реализации стратегии, о ее обновлении. Возможно, этот потребует какой-то перестройки в административной системе управления, может быть, появится специальный блок перспективного планирования… 

В качестве синтезирующей модели для представления стратегии мы выбрали схему, которую называем модель «Галактика»: регион, окруженный другими регионами, конкурирующими, чтобы создать на своей территории лучшие условия для бизнеса, лучшие институты, привлечь лучший человеческий капитал, иметь информационные технологии, природные ресурсы, физический капитал, инфраструктуру (тот же транспорт) и финансы. Мы разрабатываем такую стратегию, в которой Татарстан реализует амбициозную цель – станет глобально конкурентоспособным регионом, у которого набор всех этих составляющих, важных для развития, будет на высоком уровне. Учитывая амбициозность республики, мы будем стараться чтобы и сама Стратегия, как документ, стала одной из лучших в России. 

 

     
Яндекс.Метрика