|
Стратегическое планирование – это общественный процесс, основанный на взаимодействии людейБорис Жихаревич, заместитель генерального директора Леонтьевского центра, директор Ресурсного центра по стратегическому планированию и научный руководитель проекта разработки Стратегии развития Татарстана 2030 считает, что стратегическое планирование – это общественный процесс, коммуникационное планирование, активное взаимодействие людей, от которых зависит будущее – власти, бизнеса, общественных организаций, экспертов. Для чего вообще регионы занимаются стратегиями? Первая, но, на мой взгляд, не самая важная причина, это то, что скоро выйдет федеральный закон о государственном стратегическом планировании. Это в каком-то смысле восстановление системы планирования в нашем государстве. Данный закон прямо предписывает, что все регионы должны иметь стратегию. Таким образом, есть административный запрос на то, чтобы стратегии у регионов были. Вторая причина, это то, что стратегическое планирование полезно. Доказательством служит широкое распространение этой технологии в мире. Если говорить о бизнесе, то одно из масштабных исследований, проводимых «Baing&Company», показало, что 67% компаний используют стратегическое планирование, при этом оно имеет самый высокий показатель удовлетворенности (4,01 балла по пятибалльной шкале) среди других методов управления. Не отстают и регионы и города. Практически все лидирующие регионы имеют стратегии. Например, в штате Флорида стратегия развития будущего делается третий раз подряд, она обновляется раз в три года. Отмечу, разработка стратегии организована, как процесс взаимодействия бизнеса и власти. Во Флориде этим занимается не власть непосредственно, а ассоциация бизнеса. Министр, отвечающий в правительстве штата за экономическое развитие, одновременно является директором этой ассоциации, и разработка стратегии ведется совместно. А в Каталонии явным лидером в процессе разработки стратегии развития является власть региона, при этом акцент в стратегии сделан на подтверждение лояльности европейским ценностям. Известные примеры хорошего государственного управления – Австралия и Новая Зеландия. В штате Южная Австралия разработка и обновление стратегии, как и во Флориде, идут регулярно, действует уже третья стратегия, обновляемая по результатам оценки реализации со стороны специального комитета по мониторингу. Здесь большое значение уделено общественному участию, вовлечению всего сообщества. Существует общественная ассоциация поддержки стратегии, куда вошли заинтересованные организации, действующие на территории. Отмеченные моменты, связанные с интерактивностью разработки стратегия, являются, на мой взгляд, очень существенными. Правильно организованное стратегическое планирование – это определенный общественный процесс, процесс общения, переговоров, дискуссий. Это так называемое коммуникационное планирование, которое предполагает акцент не столько на конкретных цифрах, показателях, сколько на взаимодействии людей, от которых это будущее зависит. Это и власть, и бизнес, и общественные организации, и эксперты, которые пытаются совместно очертить контуры будущего для своего региона. Такое планирование важно, потому что оно снижает неопределенность будущего, дает больше уверенности всем названным игрокам, стейкхолдерам, которым интересно развитие республики и от которых оно зависит. И что также очень значимо – повышается уровень доверия, взаимопонимания, готовности к сотрудничеству ради будущего. Это, собственно, третья причина, самая важная, по которой стоит заниматься стратегическим планированием. Для Татарстана, который известен тем, что тщательно изучает зарубежный опыт, пытается следовать лучшим практикам и быть заметным игроком в мировой межрегиональной конкуренции, обращение к стратегированию вполне естественно. Планирование в республике уже хорошо налажено, есть проработанная среднесрочная программа социально-экономического развития с акцентами на институциональные вопросы, разрабатываются госпрограммы. Тем не менее, республике необходима стратегия, рассчитанная на более длительный срок и ориентированная на продвижение по самым важным для успеха в глобальной конкуренции направлениям. Если перейти к сути долгосрочной стратегии региона, то сейчас общепринято, что главным фактором развития любой территории являются люди в совокупности их свойств – компетентностных, профессиональных, личных, которые позволяют им в течение жизни получать доход. Экономисты используют термин «человеческий капитал», который подчеркивает, что каждый человек может (с помощью государства или без нее) делать вложения в свое образование, здоровье, навыки, и эти вложения будут приносить ему доход. Человеческий капитал становится более важным фактором развития, чем природные ресурсы. Неизбежный блок – это экономика, которая трансформирована в данном случае в промышленную политику на новой основе, и агропромышленный комплекс, на котором в значительной мере держится сельская местность. Однако, сельская местность – это не только агропромышленный комплекс, она может быть и местом для другой эффективной экономической деятельности. Тема поддержки малых городов и сельской местности не только за счет сельского хозяйства присутствует и в блоке пространственного развития. В качестве синтезирующей модели для представления стратегии мы выбрали схему, которую называем модель «Галактика»: регион, окруженный другими регионами, конкурирующими, чтобы создать на своей территории лучшие условия для бизнеса, лучшие институты, привлечь лучший человеческий капитал, иметь информационные технологии, природные ресурсы, физический капитал, инфраструктуру (тот же транспорт) и финансы. Мы разрабатываем такую стратегию, в которой Татарстан реализует амбициозную цель – станет глобально конкурентоспособным регионом, у которого набор всех этих составляющих, важных для развития, будет на высоком уровне. Учитывая амбициозность республики, мы будем стараться чтобы и сама Стратегия, как документ, стала одной из лучших в России. |
|
|