|
Стратегия призвана помочь консолидации усилий общества по созданию благоприятной среды жизнедеятельностиПо мнению Михаила Петровича, генерального директора ООО «Лаборатория градопланирования», разрабатываемая Стратегия социально-экономического развития Татарстана должна помочь консолидации усилий разных поколений, разных социальных групп, представителей разных направлений бизнеса в решении задачи сохранения и улучшения благоприятной среды жизнедеятельности. Внешне простые задачи по благоустройству территорий поселений, регулированию застройки, поддержанию привлекательного образа городов требуют достаточно сложных инструментов для их решения, тонкого искусства управления разнонаправленными частными и общественными интересами. Как найти место для строительства нового жилого или производственного здания, чтобы сохранить баланс ранее сложившихся интересов с интересом новых жильцов, новых предпринимателей? Это касается каждого человека. Практически каждый человек в своей жизни меняет место своего проживания, работы, строит дома для себя и подрастающего поколения, осваивает новые и новые виды деятельности. Снести старую постройку и на ее месте построить новый просторный дом? Построить промышленный корпус на неиспользуемом участке за городской чертой? Где разместить новые детский сад и школу, чтобы было удобно детям, родителям и другим жителям? Каждое действие требует и осознания реальных потребностей (чтобы не ошибиться в требуемой площади, требуемых коммуникациях), инженерных изысканий (чтобы не ошибиться с фундаментом, конструкции и т.д.), создания проекта, и, что самое сложное, согласования проекта – внутри семьи и рабочего коллектива, согласования с соседями, многочисленными обслуживающими организациями. На бытовом уровне мы знаем, какие конфликты может спровоцировать строительство нового дома на участке в садоводстве, как трудно сохранить добрые отношения с соседями, если мы хоть немного вторгаемся в их пространство жизнедеятельности. А если мы строим целый жилой район или большое предприятие? Для предотвращения конфликтов используются документы долгосрочного стратегического пространственного планирования, к ним относятся схемы территориального планирования, разрабатываемые на территорию всей страны и отдельного муниципального района, генеральные планы городских поселений, проекты планировки территорий. На стадии их подготовки выявляются различные интересы, ограничения, ведется согласование позиций. Такие документы разрабатываются и для Татарстана. Схема территориального планирования Республики Татарстан утверждена в 2010 году, практически для всех муниципальных районов в последние годы также разработаны документы территориального планирования. Они помогают в планировании и реализации отдельных проектов, обеспечивают устойчивое развитие общества. Но жизнь не стоит на месте – появляются новые потребности в производственных мощностях, коммуникациях, растет автомобилизация, меняются требования к экологическим характеристикам пространства Эти потребности необходимо вновь и вновь исследовать, на основе анализа вносить изменения в документы планирования. «На выходе» нашего проекта будут предложения по учету текущих изменений в потребностях. Но не только предотвращению конфликтов посвящены документы планирования. В нашем проекте пространственная организация территории рассматривается как самостоятельный ресурс развития Республики. Грамотная организация пространства, при одинаковых потребляемых ресурсах и одинаковой функции, может принести существенный эффект для развития общества. Насколько выше привлекательность города с упорядоченной уличной сетью, аккуратно сформированными участками, удобными общественными пространствами, четкими ориентирами! Беспорядочно разбросанные дома с неправильной конфигурацией участков вряд ли привлекут жителей, привыкших к определенному технологическому укладу, к определенному уровню демократических институтов. Однако порядок в пространстве не должен быть самоцелью, он тоже – инструмент в развитии общества. На текущем этапе мы видим необходимость включать в стратегические планы развития территорий так называемые «точки роста», «коридоры развития», «районы развития», «символы места», дополняя ранее выполненные документы, усиливая имеющиеся проекты. Мы также исследуем и предлагаем развитие коммуникационно-транспортной инфраструктуры территории – системы дорог, общественного транспорта. Татарстану жизненно важно повышение связности и внутри республики – между центрами развития, и на внешних связях – с ближайшими регионами, с регионами центра и северо-запада, а также с юго-восточными регионами России, с Казахстаном, в перспективе – с Китаем. В поисковых конференциях, которые мы проводим в Татарстане на первом этапе работы, мы будем просить всех участников нанести на карту такие «точки», «коридоры», «оси», «знаковые места», будем анализировать представление о пространстве, которое складывается в практике управления территориями, опрашивая руководителей районов и городов, специалистов предприятий, и даже постараемся уточнить представление о пространстве «на бытовом уровне», проводя интервью с представителями разных групп населения. Первая конференция и исследование прошли в Альметьевском узле развития. Первые результаты показывают, что в республике есть большой ресурс развития, связанный с усилением значения пространственных элементов. Показателен пример Альметьевска. Лениногорска, Бугульмы, других поселений, где внешнему виду зданий, благоустройству уделяется повышенное внимание, где удается привлекать средства частных застройщиков в создание рекреационных пространств, они становятся «якорными» пространствами для жизнедеятельности населения, они, как правило, сочетаются с деятельностью учебных и проектных институтов, исследовательских организаций. Проявляется эффект синергии пространств. Однако мы увидели, что почти не используется большой туристический потенциал юго-востока республики, могут получить развитие пространства для современных видов спорта и связанные с этим виды деятельности по подготовке спортсменов, физкультурно-оздоровительной деятельностью. Большой проблемой является недостаточное число предпринимателей и специалистов, которые могли бы осваивать данные ресурсы.
|
|
|