Проект "Татарстан-2030"      

Экспертное мнение

«В ближайшие 1-3 года необходимо запустить на основе уже имеющейся инфраструктуры процесс создания полноценной культуры инноваций. В идеале каждый житель должен понимать, что такое инновации, как работает система их создания в регионе, и в чем их ценность – как для общества, так и для каждого человека»
Марк Лонг, член совета директоров NBIA, США, эксперт по вопросам инкубации высокотехнологичных бизнесов, предпринимательства и инновационного развития

Подробнее »

Экспертное мнение

«Для успеха в глобальной конкуренции Татарстану нужна «живая» система управления будущим»


Алексей Крыловский,
кандидат экономических наук, председатель правления AV Group 

Подробнее »

Экспертное мнение

«Для повышения конкурентоспособности Татарстану необходимо создать максимально комфортные условия для формирования человеческого капитала и продвигать бренд республики в целях большей узнаваемости за рубежом»

Жак Франсуа Тисс, профессор Католического университета Лувена (Бельгия), профессор Национальной школы мостов и дорог (Франция), научный руководитель лаборатории теории рынков и пространственной экономики НИУ ВШЭ

Подробнее »

Экспертное мнение

​«Флагманская программа «Создание благоприятной среды для работников инновационных компаний» будет, способствовать сохранению в республике высококвалифицированных специалистов и привлекать молодых специалистов из других регионов»

Нина Одинг, к.э.н., начальник исследовательского отдела МЦСЭИ «Леонтьевский центр»

Подробнее »

Экспертное мнение

«Успех бизнеса вообще и государственно-частного партнерства в частности зависит от их востребованности, созданных государством стимулов и отношения госслужащих»

​Фоат Комаров, председатель совета директоров ОАО «Автострада», инициатор проекта строительства татарстанского участка международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай»

Подробнее »

Экспертное мнение

«В современных условиях, когда экономические успехи определяются талантами людей и человеческий капитал становится важнейшим видом капитала, система городского планирования должна подстраиваться, в первую очередь, под интересы и потребности жителей»


Ян Гейл (Jan Gehl), архитектор, основатель архитектурно-градостроительного бюро Gehl Architects, Дания

Подробнее »

Экспертное мнение

«Разработка  долгосрочных стратегий важна для того, чтобы задать направление дальнейшего развития и скоординировать сегодняшние решения»


Кристиан Хорн,
директор парижской фирмы городского планирования Rethink, преподаватель школы архитектуры в Страсбурге  

Подробнее »

Экспертное мнение

​«В Стратегии развития Татарстана до 2030 года самое пристальное внимание необходимо уделить электроэнергетике, осуществив коренную модернизацию генерации и оптимизировав систему управления в отрасли через централизацию»

Айрат Сабирзанов, первый заместитель генерального директора – директор по экономике и финансам ОАО «Генерирующая компания»

Подробнее »

Экспертное мнение

«Быть глобально конкурентоспособным предприятие может лишь при соответствующем развитии «окружающей среды» для бизнеса...»


Игорь Савельев,
​руководитель службы стратегического планирования ОАО «КАМАЗ» 

Подробнее »

Экспертное мнение

«Нужен сбалансированный подход к развитию электроэнергетики, учитывающий и межсистемные перетоки, и необходимость решения проблем теплоснабжения, и тарифные последствия»


Руслан Адамоков, к.э.н., доцент, директор по развитию ЕЭС и ЕНЭС ОАО «Институт “ЭНЕРГОСЕТЬПРОЕКТ”»

Подробнее »

Экспертное мнение

«Казань – это часть целого созвездия крупных городов Приволжского округа, необходимо улучшение инфраструктурных коммуникаций между ними, что позволит сформировать единое пространство, в котором смогут успешно развиваться инновации​»

Михаил Дмитриев, президент хозяйственного партнерства «Новый экономический рост»

Подробнее »

Экспертное мнение

«При разработке прогнозов по демографии и миграции в Республике Татарстан, необходимо учитывать все факторы, способные оказать существенное влияние на эти параметры»


Никита Мкртчян, ведущий научный сотрудник Центра демографических исследований Института демографии НИУ ВШЭ; с.н.с. Института народнохозяйственного прогнозирования РАН 

Подробнее »

О Стратегии
О ходе разработки
Пресс-центр
Разработчики
ПРОЕКТНЫЕ ПЛОЩАДКИ
МОЛОДЕЖНЫЙ КОНКУРС

В предлагаемой парадигме развития Татарстана социальная защита должна стать институтом развития

Лилия Овчарова, директор Независимого института социальной политики, доктор экономических наук, считает, что Татарстан сегодня способен реализовать модель развития, опирающуюся на человеческий капитал, при которой социальная защита из института перераспределения превращается в институт развития и сама генерирует экономический рост. 

Очевидно, что Татарстан является одним из самых успешно развивающихся регионов страны. И тот путь, который был проделан за 20 лет страной в целом, Татарстан проделал успешнее, чем большинство регионов. Россия отличается очень высокой межрегиональной дифференциацией, при этом специфика ее развития – сырьевая ориентация и высокий вклад добывающих отраслей в ВВП. Особенность Татарстана заключается в том, что он является субъектом федерации с достаточно диверсифицированной экономикой. И когда есть такая диверсифицированная экономика, можно ставить амбициозную задачу – формирование новых точек роста и вообще новой модели роста, которая опирается на человеческий капитал. 

Можно развивать страну, опираясь на сырьевые сектора экономики, военные расходы, развитие инфраструктуры, а можно двигаться вперед за счет отраслей, которые формируют и повышают человеческий капитал. Это наиболее успешная модель постиндустриального развития, когда инвестиции в сферы, обеспечивающие развитие человеческого капитала, собственно и генерируют экономический рост. 

Что нужно для того, чтобы это было? Прежде всего, необходимо, чтобы сектор домашних хозяйств имел достаточно приличные доходы, только тогда социальная сфера будет генерировать экономический рост. Если же социальной сферой будут предоставляться в основном бесплатные услуги, она сможет генерировать рост только в том случае, когда производственные сферы будут платить достаточно большие налоги в бюджет, а уже бюджет позволит инвестировать эти средства в человеческий капитал. Это в значительной степени советская модель. Такая схема – через налоги – менее эффективна и менее производительна, так как потери ресурсов на этом пути гораздо больше, чем в том случае, когда развитие идет следующим образом: есть сектор домашних хозяйств, у которого есть ресурсы, он инвестирует свои ресурсы в социальную сферу, и социальная сфера генерирует экономический рост. 

На мой взгляд, Татарстан сегодня имеет возможность пойти по такой модели развития и продвинуться достаточно далеко в этом направлении к 2030 году. 
Почему есть такая возможность? Во-первых, за 20 лет изменилась структура расходов домашних хозяйств, реальные денежные доходы выросли примерно в полтора раза по сравнению с советским периодом. Во-вторых, модель потребления, которая называется моделью выживания (на уровне прожиточного минимума), в нашей стране перестала быть массовой. Сейчас по официальным данным в России  эта модель свойственна примерно 10% населения, в Республике Татарстан – 7% населения. Согласно экспертным оценкам, базирующимся на выборочных обследованиях населения, масштаб бедности несколько выше, но это уже не 40 и не 50% населения, как было в начале рыночных реформ. 

Большинство населения (порядка 70%) уже имеют определенные ресурсы, которые позволяют им идти по пути модели развития. Например, если в 2000 году в структуре денежных расходов населения примерно половина всех доходов тратилась на покупку продуктов питания, то сейчас это порядка 25%. Сократились расходы на одежду. Ресурсы при этом перераспределились в расходы на транспорт – и не столько в оплату транспортных услуг, сколько в покупку транспортных средств. Очень сильно выросли расходы на связь – телефоны есть у каждого члена семьи. Резко выросли расходы на покупку товаров для культуры и культурных услуг, а также на общественное питание (гостиницы, рестораны). Это действительно новая модель потребления. 

Если посмотреть на городской средний класс, мы видим существенное смещение расходов в сторону образования, покупки жилья и здравоохранения. В совокупности все эти изменения говорят о том, что мы стоим на самой первой ступеньке формирования стандарта развития, когда становится возможной модель инвестиций в человеческий капитал. 

В идеале схема с использованием ресурсов домашних хозяйств должна развиваться так: если богатые не платят большие налоги (а у нас низкий подоходный налог и плоская шкала), то они платят сами за социальную сферу, которой пользуются, средний класс  потребляет социальные услуги на основе соплатежей (часть услуг оплачивает государство), а за бедных, если у них нет ресурсов, платит государство. Эта модель примиряет неравенство и справедливость. В данном случае важно подчеркнуть, что средний класс  готов платить только за услуги более высокого качества.

Где в такой парадигме место социальной защиты? Во всех сценариях развития, которые опираются на ускоренный рост инфраструктуры, промышленности или оборонного комплекса, система социальной защиты всегда является перераспределительным институтом, ей отводится роль института, который перераспределяет ресурсы для того, чтобы не было социальной напряженности. В советский период система социальной защиты перераспределяла ресурсы в пользу более заслуженных людей или в сторону каких-то определенных категорий (например, учителей, врачей). В условиях демократических  индустриальных общественных систем социальная защита тоже остается перераспределительным институтом, но перераспределяет ресурсы уже больше в сторону бедных слоев населения. Социальная политика, таким образом, гармонизирует взаимоотношения между государством, бизнесом и семьями в части гарантий приемлемых уровня и качества жизни населения. 

Вообще есть три вида ресурсов: природные, финансовые и человеческий капитал. Мир развивается по восходящей: сначала мы научились пользоваться природными ресурсами, потом деньги превратили в мощный ресурс, а сейчас мы находимся на той ступени развития цивилизации, когда основное соревнование ведется за человеческий капитал, идет мировая конкуренция за человеческий капитал. Здоровье, образование и воспитание – это три сюжета, которые определяют качество человеческого капитала. Страны, которые занимаются человеческим капиталом, понимают, что нужно инвестировать именно туда. 

В такой ситуации социальная защита из института перераспределения превращается в институт развития. Она становится такой же сферой, как промышленность, строительство, образование, здравоохранение, потому что востребована населением в виде услуг, которые повышают качество человеческого капитала, она может привлечь для оплаты этих услуг ресурсы домашнего хозяйства и создает квалифицированные рабочие места. В такой парадигме социальная защита по своим функциям полностью трансформируется.  Из института, который преимущественно осуществляет социальные расходы, она превращается в систему, которая занимается социальными инвестициями, дающими отдачу в ближайшей или долгосрочной перспективе. Социальная защита сама становится источником экономического роста. 

Татарстан в отличие от других регионов РФ имеет диверсифицированную экономику, благоприятную демографическую ситуацию и достаточно высокие доходы населения. Эти три преимущества дают нам основания для разработки стратегии инвестирования в человеческий капитал. Мы хотим предложить Татарстану именно такую стратегию, основанную на развитии человеческого капитала.

Что республике нужно будет сделать? Конечно, должна серьезно измениться система социальной защиты, необходимо модернизировать тот сегмент, который оказывает социальные услуги, открыть возможность для частно-государственного партнерства. Должны появиться технологии, которые помогут низкоресурсному сегменту сектора домашних хозяйств реализовать имеющийся потенциал. Например, семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, нужно не просто давать ресурсы, а обеспечить им сопровождение, чтобы семья могла выйти из этого состояния. Еще один механизм, который должен появиться, – это система социальных контрактов (по сути – обусловленные трансферты), когда домашнее хозяйство получает какую-то поддержку при условии, что оно тоже берет на себя некие обязательства по реализации имеющегося потенциала. Нужно также перейти от поддержки заслуженных и обеспеченных к поддержке низкоресурсных. 

Решить эти задачи будет достаточно трудно. Но республика ставит амбициозную цель стать глобально конкурентоспособным регионом, а достичь этого возможно только при данном сценарии. Мне кажется, что Татарстан готов сегодня к такому шагу, и мы можем прописать для него такую стратегию. 

 

     
Яндекс.Метрика