|
В предлагаемой парадигме развития Татарстана социальная защита должна стать институтом развитияЛилия Овчарова, директор Независимого института социальной политики, доктор экономических наук, считает, что Татарстан сегодня способен реализовать модель развития, опирающуюся на человеческий капитал, при которой социальная защита из института перераспределения превращается в институт развития и сама генерирует экономический рост. Очевидно, что Татарстан является одним из самых успешно развивающихся регионов страны. И тот путь, который был проделан за 20 лет страной в целом, Татарстан проделал успешнее, чем большинство регионов. Россия отличается очень высокой межрегиональной дифференциацией, при этом специфика ее развития – сырьевая ориентация и высокий вклад добывающих отраслей в ВВП. Особенность Татарстана заключается в том, что он является субъектом федерации с достаточно диверсифицированной экономикой. И когда есть такая диверсифицированная экономика, можно ставить амбициозную задачу – формирование новых точек роста и вообще новой модели роста, которая опирается на человеческий капитал. Можно развивать страну, опираясь на сырьевые сектора экономики, военные расходы, развитие инфраструктуры, а можно двигаться вперед за счет отраслей, которые формируют и повышают человеческий капитал. Это наиболее успешная модель постиндустриального развития, когда инвестиции в сферы, обеспечивающие развитие человеческого капитала, собственно и генерируют экономический рост. Что нужно для того, чтобы это было? Прежде всего, необходимо, чтобы сектор домашних хозяйств имел достаточно приличные доходы, только тогда социальная сфера будет генерировать экономический рост. Если же социальной сферой будут предоставляться в основном бесплатные услуги, она сможет генерировать рост только в том случае, когда производственные сферы будут платить достаточно большие налоги в бюджет, а уже бюджет позволит инвестировать эти средства в человеческий капитал. Это в значительной степени советская модель. Такая схема – через налоги – менее эффективна и менее производительна, так как потери ресурсов на этом пути гораздо больше, чем в том случае, когда развитие идет следующим образом: есть сектор домашних хозяйств, у которого есть ресурсы, он инвестирует свои ресурсы в социальную сферу, и социальная сфера генерирует экономический рост. На мой взгляд, Татарстан сегодня имеет возможность пойти по такой модели развития и продвинуться достаточно далеко в этом направлении к 2030 году. Большинство населения (порядка 70%) уже имеют определенные ресурсы, которые позволяют им идти по пути модели развития. Например, если в 2000 году в структуре денежных расходов населения примерно половина всех доходов тратилась на покупку продуктов питания, то сейчас это порядка 25%. Сократились расходы на одежду. Ресурсы при этом перераспределились в расходы на транспорт – и не столько в оплату транспортных услуг, сколько в покупку транспортных средств. Очень сильно выросли расходы на связь – телефоны есть у каждого члена семьи. Резко выросли расходы на покупку товаров для культуры и культурных услуг, а также на общественное питание (гостиницы, рестораны). Это действительно новая модель потребления. Если посмотреть на городской средний класс, мы видим существенное смещение расходов в сторону образования, покупки жилья и здравоохранения. В совокупности все эти изменения говорят о том, что мы стоим на самой первой ступеньке формирования стандарта развития, когда становится возможной модель инвестиций в человеческий капитал. В идеале схема с использованием ресурсов домашних хозяйств должна развиваться так: если богатые не платят большие налоги (а у нас низкий подоходный налог и плоская шкала), то они платят сами за социальную сферу, которой пользуются, средний класс потребляет социальные услуги на основе соплатежей (часть услуг оплачивает государство), а за бедных, если у них нет ресурсов, платит государство. Эта модель примиряет неравенство и справедливость. В данном случае важно подчеркнуть, что средний класс готов платить только за услуги более высокого качества. Где в такой парадигме место социальной защиты? Во всех сценариях развития, которые опираются на ускоренный рост инфраструктуры, промышленности или оборонного комплекса, система социальной защиты всегда является перераспределительным институтом, ей отводится роль института, который перераспределяет ресурсы для того, чтобы не было социальной напряженности. В советский период система социальной защиты перераспределяла ресурсы в пользу более заслуженных людей или в сторону каких-то определенных категорий (например, учителей, врачей). В условиях демократических индустриальных общественных систем социальная защита тоже остается перераспределительным институтом, но перераспределяет ресурсы уже больше в сторону бедных слоев населения. Социальная политика, таким образом, гармонизирует взаимоотношения между государством, бизнесом и семьями в части гарантий приемлемых уровня и качества жизни населения. Вообще есть три вида ресурсов: природные, финансовые и человеческий капитал. Мир развивается по восходящей: сначала мы научились пользоваться природными ресурсами, потом деньги превратили в мощный ресурс, а сейчас мы находимся на той ступени развития цивилизации, когда основное соревнование ведется за человеческий капитал, идет мировая конкуренция за человеческий капитал. Здоровье, образование и воспитание – это три сюжета, которые определяют качество человеческого капитала. Страны, которые занимаются человеческим капиталом, понимают, что нужно инвестировать именно туда. В такой ситуации социальная защита из института перераспределения превращается в институт развития. Она становится такой же сферой, как промышленность, строительство, образование, здравоохранение, потому что востребована населением в виде услуг, которые повышают качество человеческого капитала, она может привлечь для оплаты этих услуг ресурсы домашнего хозяйства и создает квалифицированные рабочие места. В такой парадигме социальная защита по своим функциям полностью трансформируется. Из института, который преимущественно осуществляет социальные расходы, она превращается в систему, которая занимается социальными инвестициями, дающими отдачу в ближайшей или долгосрочной перспективе. Социальная защита сама становится источником экономического роста. Татарстан в отличие от других регионов РФ имеет диверсифицированную экономику, благоприятную демографическую ситуацию и достаточно высокие доходы населения. Эти три преимущества дают нам основания для разработки стратегии инвестирования в человеческий капитал. Мы хотим предложить Татарстану именно такую стратегию, основанную на развитии человеческого капитала. Что республике нужно будет сделать? Конечно, должна серьезно измениться система социальной защиты, необходимо модернизировать тот сегмент, который оказывает социальные услуги, открыть возможность для частно-государственного партнерства. Должны появиться технологии, которые помогут низкоресурсному сегменту сектора домашних хозяйств реализовать имеющийся потенциал. Например, семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, нужно не просто давать ресурсы, а обеспечить им сопровождение, чтобы семья могла выйти из этого состояния. Еще один механизм, который должен появиться, – это система социальных контрактов (по сути – обусловленные трансферты), когда домашнее хозяйство получает какую-то поддержку при условии, что оно тоже берет на себя некие обязательства по реализации имеющегося потенциала. Нужно также перейти от поддержки заслуженных и обеспеченных к поддержке низкоресурсных. Решить эти задачи будет достаточно трудно. Но республика ставит амбициозную цель стать глобально конкурентоспособным регионом, а достичь этого возможно только при данном сценарии. Мне кажется, что Татарстан готов сегодня к такому шагу, и мы можем прописать для него такую стратегию. |
|
|