Новости2014-03-15 Татарстанские вузы – основа формирования человеческого капитала для создания инновационной экономики Вопросы формирования и перспективного развития человеческого капитала и его роль в создании инновационной экономики Татарстана стали главными темами обсуждения круглого стола руководства вузов республики, представителей малых инновационных предприятий и экспертов проекта «Татарстан-2030». Круглый стол «Человеческий капитал – основа формирования инновационной экономики Республики Татарстан» организован в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года и прошел в Казанском (Приволжском) федеральном университете. Эксперты проекта – директор-координатор научно-исследовательских программ Леонтьевского центра Леонид Лимонов, руководитель проекта «Татарстан-2030», директор Ресурсного центра по стратегическому планированию при Леонтьевском центре Борис Жихаревич, руководитель исследовательского отдела Леонтьевского центра Нина Одинг предложили вузовской аудитории обсудить сразу несколько тем. В поле интересов участников форума попали форсайты образования, сценарии развития человеческого капитала в рамках инновационной экономики, оценки и измерения человеческого капитала, значение фактора человеческого капитала для развития Республики Татарстан. Как отметил Леонид Лимонов, человеческий капитал – его создание, привлечение и накопление – является ключевым фактором развития и успеха в современной конкурентной борьбе. По его мнению, в глобальной стратегии Татарстана необходимо уделять вопросам человеческого капитала первостепенное значение. По оценке экспертов, образование – одна из самых консервативных отраслей, но новые требования и информационно-коммуникационные технологии должны ее изменить. Масштабные изменения в образовании неизбежны в ближайшие годы, к 2030 году, как ожидается, оно будет непрерывным, повсеместным, человеко-ориентированным, представленным множеством форм. Трансформация образования – шанс для роста бизнеса и экономики, инструмент влияния на глобальном рынке. При этом государство и общество могут поддержать или блокировать эти возможности. Нина Одинг рассказала, что существует атлас будущих профессий, в котором отражены те из них, которые к 2030 году исчезнут, и те, что будут востребованы. Так, в число профессий-«пенсионеров» попали, например, сметчик, стенографист, турагент, библиотекарь, архивариус, востребованность в которых отпадет к 2020 году. После 2020 года, как ожидается, также изживут себя юрисконсульты, нотариусы, логисты, секретари, провизоры, банковские операционисты, лекторы, системные администраторы. Их задачи перейдут к интеллектуальным программам и системам и лицам, контролирующим их работу. В числе новых профессий были названы разработчик образовательных траекторий, организатор проектного обучения, координатор образовательных он-лайн платформ, модератор, игромастер, тренер по майнд-фитнесу, ментор старт-апов. Согласно выводам экспертов, система высшего образования РФ в ближайшие 10 лет начнет переживать изменения под воздействием экспансии зарубежных образовательных франшиз и с приходом в Россию «университетов для миллиарда» (Coursera, EdX). Если российская вузовская система не сможет реагировать на вызовы, связанные с качеством и прозрачностью образования, в ближайшее десятилетие существует вероятность того, что Россия может утратить образовательный суверенитет. Существующий отрыв вузовской системы от потребностей реального сектора экономики в среднесрочной перспективе является угрозой. Если в ближайшее десятилетие углубленной интеграции вузов с профессиональными сообществами не произойдет, сохранившийся разрыв в подготовке кадров для новой экономики России усилится, подрывая потенциал страны в глобальной конкуренции за идеи и ресурсы. Прозрачность вузовской системы является ключевым вопросом для долгосрочного развития страны, если она не будет обеспечена, российские вузы проиграют глобальным провайдерам образования, приходящим на национальный рынок. В ходе круглого стола также были обсуждены проблемы функционирования малых инновационных предприятий и несовершенство законодательной базы в этой сфере, вопросы патентования инновационных разработок и синхронизации российского патентного законодательства с зарубежным, проблемы переподготовки кадров с учетом меняющейся экономической ситуации и готовности вузов к данным процессам. «Обсуждение концентрировалось вокруг проблем университетов. И это не случайно. В теме человеческого капитала, да и вообще в теме разработки Стратегии, университеты играют особую роль. Их можно в полной мере считать агентами будущего. В экономике знаний именно они задают тенденции. Мы привыкли говорить, что университеты должны готовить специалистов в соответствии с запросами рынка труда. Я бы сказал иначе. Университеты должны формировать рынок труда, создавая новые технологии и специалистов, способных с ними работать. Не следовать за спросом, а формировать спрос», - сказал по завершении круглого стола Борис Жихаревич. Как считает руководитель проекта «Татарстан-2030», решать эту задачу могут именно исследовательские университеты, совмещающие обучение и разработки. По его мнению, будущее зависит не столько даже от качества учебных программ университетов сегодня, сколько от того, какие специалисты будут работать в них завтра, будет ли им по силам эта грандиозная задача. «К сожалению, пока не везде университетские реформы приводят к улучшению качества кадров и обучения. Возросшая бюрократизация и ориентация на формальные критерии могут привести к оттоку талантов», - считает Борис Жихаревич. Участники круглого стола выразили мнение, что подобные форумы интересны и важны, и их необходимо сделать традиционными.
|
|
|